К оглавлению На предыдущую страницу
После экспериментальных исследований рассеяния электромагнитной энергии самолетом и расчета возможных дальностей такого радиообнаружения, ЛФТИ в 1936—1937 гг. создал первую экспериментальную импульсную установку радиообнаружения самолетов.
Установка размещалась в
двух автофургонах. В одном из них был смонтирован генератор на двух лампах
Г-165 и модулятор, работавшие на антенну типа «волновой канал» с коэффициентом
усиления 100. В другом автофургоне находился приемник, обладавший
чувствительностью в несколько микровольт, индикатор для наблюдения отраженных
сигналов и приемная антенна с двумя полуволновыми вибраторами, имевшая
диаграмму направленности в форме восьмерки. Передатчик работал на волне
3,7 м, импульсами 10—12 мкс, с частотой повторения 900 имп/с. По
ориентировочным подсчетам при анодном напряжении 3000 В излучаемая мощность
составляла 150—200 Вт. Приемная автомашина располагалась на расстоянии
Первые испытания
установки под Москвой 15 апреля
Опыты показали обнадеживающую перспективу импульсного метода радиообнаружения самолетов на дальностях, соответствующих тактико-техническим требованиям, и ЛФТИ по заданию НИИИС КА приступил к комплексной разработке импульсной аппаратуры с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
Новая установка,
изготовленная ЛФТИ к середине
В августе
Это был блестящий по тому времени успех импульсной техники, показавший, что, во-первых, проблема дальнего радиообнаружения самолетов принципиально решена и последующая ее реализация потребует только инженерно-конструкторских усилий и, во-вторых, очевидно преимущество импульсных станций по сравнению со станциями непрерывного излучения при использовании допплеровской частоты.
Эти испытания по важности
их результатов были после опытов Ю. К. Коровина в январе
Нужно отдать должное коллективу этого института и основным разработчикам Ю. Б. Кобзареву, П. А. Погорелко и Н. Я. Чернецову за достигнутые ими в столь короткий срок результаты.
Несовершенство
экспериментальной установки не позволило определить предельную дальность
обнаружения самолета в зависимости от его высоты. Такой задачи перед
испытаниями и не ставилось, поскольку установленная тактико-техническими
требованиями НИИИС КА дальность обнаружения в
Институту связи и ЛФТИ было ясно, что теперь можно разработать опытный образец с учетом требований войсковой эксплуатации.
Учитывая степень технической отработанности аппаратуры дальнего радиообнаружения и установленный порядок разработки промышленностью опытных образцов вооружения и боевой техники, НИИИС КА обратился к радиозаводу с предложением сделать такой образец на базе последней экспериментальной установки ЛФТИ и при его научно-технической консультации и помощи.
Однако завод отказался заключить договор на опытный образец, мотивируя свое решение невыполнимостью требований заказчика о создании подвижного варианта станции. Тогда НИИИС КА и ЛФТИ договорились построить и смонтировать такую установку на автомашинах своими силами, а заодно и улучшить ее эксплуатационные характеристики.
Работы между институтами
были распределены так: ЛФТИ разрабатывал новый приемник и осциллографический
индикатор, а НИИИС выполнял общий проект станции, разработку и изготовление
генератора, вращающихся антенн, источников питания и монтаж установки на
автомашинах. Генераторные лампы типа ИГ-8 на волну
В тесном деловом сотрудничестве ЛФТИ и НИИИС КА в течение года создали подвижную станцию, получившую название «Редут».
Через год после испытаний
установки, подтвердившей блестящие возможности импульсной техники, в августе
Высота полета самолета, м |
Дальность обнаружения, км |
Высота полета самолета, м |
Дальность |
обнаружения, км |
|
|
минимальная |
максимальная |
|
минимальная |
максимальная |
500 1500 3000 |
5 8 15 |
30 50 65 |
4500 6000 7500 |
18 20 25 |
75 85 95 |
П. А. Погорелко.
Н. Я. Чернецов.
Станция
радиообнаружения «Редут»
Излучающая установка. Приемная установка.
Испытания вновь показали
дальность обнаружения
Испытания расширили представление о возможности обнаружения самолетов станциями метрового диапазона на больших дальностях при одной и той же мощности излучения, но при больших высотах полета. Впервые эксперимент доказал, что при тех диаграммах направленности в вертикальной плоскости, которые имели антенны станции «Редут» с увеличением высоты самолета дальность его радиообнаружения возрастает (до некоторого предела).
Подвижная станция «Редут» получила первое боевое крещение во время войны с белофинами зимой 1939—1940 гг. на Карельском перешейке. Она была установлена в районе Перемяки по инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе. На «Редуте» работали инженеры НИИИС КА А. И. Шестаков, Т. М. Гаврилин и сотрудники ЛФТИ. Необходимые ремонтные и регулировочные работы на этой установке выполнялись силами ЛФТИ.
Результаты испытаний
экспериментальной лабораторной установки станции радиообнаружения, проведенные
еще в августе
Изготовить эти образцы Управление связи РККА предложило поручить НИИ радиопромышленности, обладавшим многолетним опытом в области радиотелемеханических устройств и УКВ радиолиний. Выбор этого института был не случаен. Заказчик понимал, что разработка первых РЛС как первенцев зародившейся отрасли военной техники, удовлетворявших требованиям войск, потребует не слепого копирования «Редута», созданного ЛФТИ и НИИИС КА, но и проведения одновременно с конструированием ряда исследований, которые обеспечили бы доведение образцов до войсковой «кондиции».
Многолетний опыт военных специалистов, связанных в процессе служебной деятельности с разработками оборонных проблем в научно-исследовательских институтах, не входящих в системы промышленных наркоматов, показывал, что такие институты, успешно решая теоретически и экспериментально проблему, как правило, не имели возможности создать образец, который удовлетворял бы (с конструкторско-технической и эксплуатационной точек зрения) требованиям серийного производства и войскового применения. Ученые и инженеры таких институтов при проведении контрольных пли полигонных испытаний обычно вынуждены были затрачивать значительные усилия и время, чтобы поддерживать необходимый потенциал экспериментального образца. Войска таких возможностей в условиях учебной эксплуатации, а тем более при боевой обстановке не имеют. Отсюда следует одно из основных требований к новому виду вооружения (боевой техники) и ее первенцу — надежность и простота в эксплуатации. Это требование могло быть выполнено только коллективами ведомственных институтов, КБ и заводов промышленности, располагавших знаниями и опытом конструкторско-технологических разработок.
Памятуя о прошлогоднем отказе радиозавода разработать подвижную станцию дальнего обнаружения, в НИИИС КА сделали правильный вывод, что такую задачу следует возложить на НИИ радиопромышленности.
В апреле
В результате А. Б. Слепушкин и его специалисты пришли к выводу, что «примененный для целей обнаружения самолетов принцип рассеяния электромагнитной энергии летящего самолета и наблюдение прямого и отраженного сигналов на экране осциллографа можно считать пригодным для практического использования; схемы импульсного передатчика и приемника в основном удовлетворяют поставленной цели...».
Дирекции института
А. Б. Слепушкин доложил, что разработка опытного образца станции
дальнего обнаружения возможна, но потребуется проведение ряда
научно-лабораторных исследований, чтобы такой образец удовлетворял следующим
ориентировочным характеристикам: дальность обнаружения самолета-бомбардировщика
(СБ) не менее
НИИ предполагал выполнить разработку в несколько последовательных этапов, начав с проведения дополнительных, более детальных испытаний экспериментального образца ЛФТИ по обнаружению разных типов самолетов на разных высотах и дальностях полета. Затем предполагалось создать лабораторные образцы основной части аппаратуры и после их проверки выполнить конструирование, изготовление и испытание опытного образца в полевых условиях. Однако реализовать этот план в восьмимесячный срок, установленный решением Комитета Обороны, институту так и не удалось. На пути возникли непредусмотренные, почти непреодолимые трудности, которые, с одной стороны, объяснялись задержкой кооперированных поставок комплектующих изделий, а с другой — необходимостью проведения ряда лабораторно-экспериментальных работ для повышения надежности функционирования отдельных блоков РЛС.
М. В. Шулейкин.
Несмотря на все эти
препятствия НИИ согласно договору с Управлением связи КА в короткий срок
разработал аванпроект и в июне
Используя результаты
теоретических и экспериментальных работ ЛФТИ и своих исследований, при активной
помощи инженеров НИИИС КА во главе с А. И. Шестаковым, НИИ в течение
года разработал и изготовил два опытных образца станции «Редут» и в апреле
— генератор,
смонтированный внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины ЗИС-6,
мощностью 50 кВт на волне
— приемная аппаратура в
таком же вращающемся фургоне на второй автомашине ГАЗ-3А с отметчиком и
светящейся разверткой на экране ЭЛТ типа 730 длиной 150—180 см, рассчитанной на
— две антенны типа «волновой канал», жестко укрепленные на каждом из фургонов с синхронным вращением. В антенне имелось пять директоров, один активный вибратор и один рефлектор;
— агрегат питания мощностью 30—40 кВт, смонтированный на автомашине ГАЗ-3А (третья автомашина станции).
Нарком Обороны 31 мая
Разработка станции велась под руководством А. Б. Слепушкина и при участии Л. В. Леонова, Р. С. Буданова, И. И. Вольмана, Д. С. Михалевича, В. В. Самарина, Ю. К. Аделя и др.
Постановление Комитета
Обороны при СНК СССР от 27 декабря
В развитии отечественной
радиолокации станция РУС-2 по сравнению с системой радиообнаружения РУС-1 была
значительным шагом вперед, так как позволяла не только обнаруживать самолеты
противника на больших расстояниях и практически на всех высотах, но и
непрерывно определять их дальность, азимут и скорость полета. Кроме того, при
круговом синхронном вращении обеих антенн станция РУС-2 обнаруживала группы и
одиночные самолеты, находившиеся в воздухе на разных азимутах и дальностях в
пределах действия своей зоны, и следила с перерывами по времени (один оборот
антенны) за их перемещениями. Таким образом, с помощью станции РУС-2
командование ПВО могло наблюдать за динамикой воздушной обстановки в зоне
радиусом до
Станция дальнего обнаружения РУС-2 (приемная установка).
Ведущие инженеры,
техники, механики и лаборанты НИИИС КА, участники создания РЛС «Редут».
Слева направо: сидят в первом ряду В. Ф. Ермак, С. И. Филиппов,
П. И. Баранов; во втором ряду М. Р. Медников, В. И. Либин,
М. И. Куликов, В. Н. Гинзбург, М. С. Щербаков;
стоят Т. В. Васильев, В. М. Никифоров, А. И. Шестаков,
В. К. Муравьев, П. А. Латышев.
А. Б. Слепушкин.
Л. В. Леонов.
Получая данные о воздушной обстановке от нескольких станций РУС-2, находящихся в оперативно-тактическом взаимодействии, и нанося их донесения на карту-планшет, командование ПВО района (зоны) имело возможность непрерывно и достоверно следить за действиями воздушного противника и наиболее целесообразно планировать и использовать свои средства и силы в борьбе с врагом.
Поступление в войска ПВО станций РУС-2 привело к технической революции в средствах воздушной разведки, коренным образом повлиявшей на эффективность ПВО страны.
За научно-технический
вклад в создание первых станций дальнего обнаружения самолетов группе
сотрудников ЛФТИ Ю. Б. Кобзареву, П. А. Погорелко и
Н. Я. Чернецову в
В создании станции
дальнего обнаружения РУС-2 большую роль сыграли инженеры НИИИС КА, повседневно
взаимодействовавшие с институтом и оказывавшие ему научно-техническую помощь в
расчетах, настройке и испытании отдельных радиоблоков и станции в целом.
Следует также отметить и роль УПВО РККА, его конструкторского бюро и Опытного
сектора разведки и наведения ПВО, которые были инициаторами и заказчиками
начавшихся в
* * *
В мае
На следующую страницу К оглавлению