К
оглавлению На предыдущую страницу
Система радиообнаружения «Ревень»
Первым положительным
результатом деятельности инженеров НИИИС КА в создании средств радиообнаружения
самолетов была разработка системы радиообнаружения «Ревень» (РУС-1). Приняв в
свое ведение Опытный сектор ПВО, НИИИС не стал продолжать работы в направлении,
намеченном заявкой акад. А. А. Чернышева (от 7 февраля 1934 г.), и по
системе «Электровизор» П. К. Ощепкова. Вместо этих систем НИИИС по предложению
Д. С. Стогова создал для государственной границы СССР «линейную» систему
радиообнаружения.
Излучающие и приемные
станции системы на автомашинах должны были располагаться на местности по прямой
так, чтобы расстояние между ними не превышало 35 км. Такое размещение
станции создавало направленное излучение в виде «электромагнитной завесы»
(забора), при пересечении которой самолеты обнаруживались по биениям прямого и
отраженного сигналов, регистрировавшихся на бумажной ленте прибора — ондулятора.
Эта система в идейном отношении была, по существу, развитием аппаратуры
«Рапид», созданной в 1934 г.
коллективом ЛЭФИ под руководством Б. К. Шембеля.
В октябре — декабре 1937 г. система
«Ревень» прошла первые испытания под Москвой. После некоторых
усовершенствований и более детальных испытаний летом 1938 г. было
решено изготовить опытную партию станций «Ревень», для чего радиозавод в ноябре
1938 г.
получил соответствующий заказ. Тактико-технические требования НИИИС
предусматривали систему, обеспечивающую обнаружение самолетов в полосе
воздушного пространства шириной по фронту 70 км на высотах до 12 000 м.
В систему входили:
— излучающее устройство
на лампах Г-165, собранное по однокаскадной схеме двухтактного генератора с
мощностью непрерывного излучения не более 300 Вт, на волне 3,6—4,0 м с
плавно меняющимся диапазоном и десятью фиксированными (через каждые
10 кГц) рабочими волнами;
— антенное устройство для
передатчика, имевшее шесть горизонтальных полуволновых вибраторов,
расположенных в ряд, с 25° диаграммой направленности в горизонтальной
плоскости;
— приемное устройство,
состоявшее из супергетеродина с усилителем промежуточной частоты на полосу 6000
Гц и приемной антенны;
— регистрирующее
устройство для записи на ленту принимаемых сигналов.
Генераторные лампы Г-165
были переконструированы заводом «Светлана» с целью повышения срока их службы.
Приемное устройство было разработано одним из НИИ радиопромышленности.
Договор от 29 января 1939 г. между
Управлением связи КА и радиозаводом предусматривал поставку 7 комплектов
излучающих станции и 26 комплектов приемных со сроком сдачи всей партии в IV квартале 1939 г.
Однако по решению СНК
СССР от 2 апреля 1939 г.
первую партию систем «Ревень», состоящую из 4 излучающих и 12 приемных
устройств радиозавод обязывался поставить в III квартале 1939 г., а вторую партию — в
сроки по взаимному соглашению. НИИИС КА начал готовиться к широким войсковым
испытаниям системы, разрабатывать схемы размещения аппаратуры на местности и
связи между станциями, входящими в систему, и от них с главным постом ВНОС.
Такая заблаговременная подготовка к испытаниям вызывалась трудностью обучения в
короткий срок младшего и среднего обслуживающего персонала.
21 апреля 1939 г. НКО издал
приказ об организации войсковых испытаний системы «Ревень».
24 мая 1939 г. комиссия в
составе представителей заказчика НИИИС КА М. В. Шулейкина,
Д. С. Стогова, П. С. Моторина, Т. М. Гаврилина и
Ф. И. Белова и от завода-поставщика — директора
А. И. Васильева, главного конструктора завода
Г. С. Ханевского и участников разработки рассмотрела и утвердила
технический проект и рабочие чертежи системы радиообнаружения «Ревень».
Радиозавод в короткий
(полугодовой) срок разработал и изготовил первую партию радиоаппаратуры,
смонтированной на 16 автомашинах, не считая автономных агрегатов
электропитания. 30 июня НИИИС эту партию аппаратуры принял и отправил на
испытания для обучения и тренировки расчетов. Испытание системы «Ревень»
проводилось в августе 1939 г.
войсками ПВО Киевского особого военного округа (с участием автора книги) и
показало удовлетворительные результаты при исключительно высокой надежности
функционирований аппаратуры системы.
Мнение членов комиссии
было единодушным: представить Народному Комиссару Обороны предложение принять
на вооружение первую в СССР систему радиообнаружения самолетов противника на
государственных границах Советского Союза.
Система радиообнаружения
РУС-1 (излучающая установка).
В сентябре 1939 г. приказом
Народного Комиссара Обороны система радиообнаружения самолетов «Ревень» была
принята на вооружение под названием РУС-1 (радиоулавливатель самолетов-1).
Для организации серийного
выпуска этой системы в течение 1939—1940 гг. на заводе были проведены важные
мероприятия. Была расширена территория завода, потребовавшая частичной его
перепланировки и увеличения мощности механических цехов. Для монтажных работ
(выполненных до конца 1940 г.)
на 275 автомашинах на заводе был построен специальный корпус. Руководством
перестройки завода и организацией серийного производства станций «Ревень»
ведали: директор завода А. А. Форштер, главный инженер
А. И. Васильев1, начальник производства И. Н. Гуданис,
начальники цехов Н. М. Савин, А. В. Романов и начальник конструкторского отдела
С. В. Рудаков.
1 А. И. Васильев в 1940 г. был
назначен главным инженером Главка НКЭП и в первые месяцы Великой Отечественной
войны, направляясь со спецзаданием в блокированный Ленинград, погиб на
самолете, подвергнувшемся нападению фашистских истребителей.
Зимой 1939—1940 гг., во
время войны с белофинами, система РУС-1 прошла боевую проверку. Однако в
условиях ПВО Ленинграда как фронтового города система не могла заблаговременно
оповещать службу ВНОС о самолетах противника.
В апреле 1940 г. станции
РУС-1 с постов наблюдения на Карельском перешейке были переброшены для
дальнейшего использования в Закавказье.
До начала Великой
Отечественной войны радиозавод выпустил около 45 комплектов РУС-1, которые в
период войны работали в системе ПВО Дальнего Востока и Закавказья. Дальнейшее
производство станций РУС-1 прекратилось, когда на вооружение постов ВНОС ПВО
стали поступать более совершенные радиолокационные станции дальнего обнаружения.
Система
радиообнаружения РУС-1 (приемная установка).
Разработкой систем
радиообнаружения, подобных РУС-1, занимались и за рубежом. Из официальной
истории «Радар в США» [21] известно, что
радиообнаружение самолетов в ряде зарубежных стран в начале своего развития
прошло, как и у нас, через интерференционную систему, подобную системе «Ревень»
(РУС-1).
На
следующую страницу К оглавлению