К оглавлению         На предыдущую страницу

Система радиообнаружения «Ревень»

Первым положительным результатом деятельности инженеров НИИИС КА в создании средств радиообнаружения самолетов была разработка системы радиообнаружения «Ревень» (РУС-1). Приняв в свое ведение Опытный сектор ПВО, НИИИС не стал продолжать работы в направлении, намеченном заявкой акад. А. А. Чернышева (от 7 февраля 1934 г.), и по системе «Электровизор» П. К. Ощепкова. Вместо этих систем НИИИС по предложению Д. С. Стогова создал для государственной границы СССР «линейную» систему радиообнаружения.

Излучающие и приемные станции системы на автомашинах должны были располагаться на местности по прямой так, чтобы расстояние между ними не превышало 35 км. Такое размещение станции создавало направленное излучение в виде «электромагнитной завесы» (забора), при пересечении которой самолеты обнаруживались по биениям прямого и отраженного сигналов, регистрировавшихся на бумажной ленте прибора — ондулятора. Эта система в идейном отношении была, по существу, развитием аппаратуры «Рапид», созданной в 1934 г. коллективом ЛЭФИ под руководством Б. К. Шембеля.

В октябре — декабре 1937 г. система «Ревень» прошла первые испытания под Москвой. После некоторых усовершенствований и более детальных испытаний летом 1938 г. было решено изготовить опытную партию станций «Ревень», для чего радиозавод в ноябре 1938 г. получил соответствующий заказ. Тактико-технические требования НИИИС предусматривали систему, обеспечивающую обнаружение самолетов в полосе воздушного пространства шириной по фронту 70 км на высотах до 12 000 м. В систему входили:

— излучающее устройство на лампах Г-165, собранное по однокаскадной схеме двухтактного генератора с мощностью непрерывного излучения не более 300 Вт, на волне 3,6—4,0 м с плавно меняющимся диапазоном и десятью фиксированными (через каждые 10 кГц) рабочими волнами;

— антенное устройство для передатчика, имевшее шесть горизонтальных полуволновых вибраторов, расположенных в ряд, с 25° диаграммой направленности в горизонтальной плоскости;

— приемное устройство, состоявшее из супергетеродина с усилителем промежуточной частоты на полосу 6000 Гц и приемной антенны;

— регистрирующее устройство для записи на ленту принимаемых сигналов.

Генераторные лампы Г-165 были переконструированы заводом «Светлана» с целью повышения срока их службы. Приемное устройство было разработано одним из НИИ радиопромышленности.

Договор от 29 января 1939 г. между Управлением связи КА и радиозаводом предусматривал поставку 7 комплектов излучающих станции и 26 комплектов приемных со сроком сдачи всей партии в IV квартале 1939 г.

Однако по решению СНК СССР от 2 апреля 1939 г. первую партию систем «Ревень», состоящую из 4 излучающих и 12 приемных устройств радиозавод обязывался поставить в III квартале 1939 г., а вторую партию — в сроки по взаимному соглашению. НИИИС КА начал готовиться к широким войсковым испытаниям системы, разрабатывать схемы размещения аппаратуры на местности и связи между станциями, входящими в систему, и от них с главным постом ВНОС. Такая заблаговременная подготовка к испытаниям вызывалась трудностью обучения в короткий срок младшего и среднего обслуживающего персонала.

21 апреля 1939 г. НКО издал приказ об организации войсковых испытаний системы «Ревень».

24 мая 1939 г. комиссия в составе представителей заказчика НИИИС КА М. В. Шулейкина, Д. С. Стогова, П. С. Моторина, Т. М. Гаврилина и Ф. И. Белова и от завода-поставщика — директора А. И. Васильева, главного конструктора завода Г. С. Ханевского и участников разработки рассмотрела и утвердила технический проект и рабочие чертежи системы радиообнаружения «Ревень».

Радиозавод в короткий (полугодовой) срок разработал и изготовил первую партию радиоаппаратуры, смонтированной на 16 автомашинах, не считая автономных агрегатов электропитания. 30 июня НИИИС эту партию аппаратуры принял и отправил на испытания для обучения и тренировки расчетов. Испытание системы «Ревень» проводилось в августе 1939 г. войсками ПВО Киевского особого военного округа (с участием автора книги) и показало удовлетворительные результаты при исключительно высокой надежности функционирований аппаратуры системы.

Мнение членов комиссии было единодушным: представить Народному Комиссару Обороны предложение принять на вооружение первую в СССР систему радиообнаружения самолетов противника на государственных границах Советского Союза.

Система радиообнаружения РУС-1 (излучающая установка).

 

В сентябре 1939 г. приказом Народного Комиссара Обороны система радиообнаружения самолетов «Ревень» была принята на вооружение под названием РУС-1 (радиоулавливатель самолетов-1).

Для организации серийного выпуска этой системы в течение 1939—1940 гг. на заводе были проведены важные мероприятия. Была расширена территория завода, потребовавшая частичной его перепланировки и увеличения мощности механических цехов. Для монтажных работ (выполненных до конца 1940 г.) на 275 автомашинах на заводе был построен специальный корпус. Руководством перестройки завода и организацией серийного производства станций «Ревень» ведали: директор завода А. А. Форштер, главный инженер А. И. Васильев1, начальник производства И. Н. Гуданис, начальники цехов Н. М. Савин, А. В. Романов и начальник конструкторского отдела С. В. Рудаков.

1 А. И. Васильев в 1940 г. был назначен главным инженером Главка НКЭП и в первые месяцы Великой Отечественной войны, направляясь со спецзаданием в блокированный Ленинград, погиб на самолете, подвергнувшемся нападению фашистских истребителей.

 

Зимой 1939—1940 гг., во время войны с белофинами, система РУС-1 прошла боевую проверку. Однако в условиях ПВО Ленинграда как фронтового города система не могла заблаговременно оповещать службу ВНОС о самолетах противника.

В апреле 1940 г. станции РУС-1 с постов наблюдения на Карельском перешейке были переброшены для дальнейшего использования в Закавказье.

До начала Великой Отечественной войны радиозавод выпустил около 45 комплектов РУС-1, которые в период войны работали в системе ПВО Дальнего Востока и Закавказья. Дальнейшее производство станций РУС-1 прекратилось, когда на вооружение постов ВНОС ПВО стали поступать более совершенные радиолокационные станции дальнего обнаружения.

 

Система радиообнаружения РУС-1 (приемная установка).

 

Разработкой систем радиообнаружения, подобных РУС-1, занимались и за рубежом. Из официальной истории «Радар в США» [21] известно, что радиообнаружение самолетов в ряде зарубежных стран в начале своего развития прошло, как и у нас, через интерференционную систему, подобную системе «Ревень» (РУС-1).

 

На следующую страницу          К оглавлению