К оглавлению         На предыдущую страницу

Работы по улучшению прожекторной техники

Параллельно с работами по улучшению акустических и электроакустических установок обнаружения самолетов велись работы по увеличению дальности действия луча прожектора. Задача решалась повышением светоотдачи прожектора за счет применения специальных углей дающих большую яркость и зеркала большого диаметра (200 см вместо 150 см). В итоге общих усилий светоотдача прожектора с зеркалом диаметром 200 см была доведена до 2,3 млрд. свечей, вместо 650—800 млн. у прожектора с 150 см зеркалом.

Полигонные испытания нового прожектора выявили однако лишь незначительное приращение дальности светового обнаружения самолетов. Оказалось, что более мощный световой луч не улучшает условий слежения за самолетом, так как наблюдателю приходится просматривать самолет через более плотную световую завесу. Те же испытания показали, что более практичным способом увеличения дальности наблюдения оказалось удаление наблюдателя от прожектора. Чем дальше удалялся наблюдатель, тем больше становилась контрастность между фоном луча и освещенным самолетом и тем дальше самолет был виден. Это обстоятельство было учтено и в системах «Прожзвук»: пост наблюдения, с которого производился поиск и управление лучом, был отнесен от прожектора на большое расстояние.

Развитию прожекторной техники много лет своей служебной деятельности посвятили высококвалифицированные военные инженеры Б. Г. Леонов, А. И. Грибанов, Г. С. Гойлов, П. И. Григорьев, А. Г. Соков, И. Н. Ступин, Л. В. Богданов и др.

В комплексе проведенных исследований значительный интерес представляла научно-экспериментальная работа, выполненная в 1932—1933 гг. в инициативном порядке инженерами Военно-электротехнической академии РККА С. Г. Вальдманом и Н. А. Раковым. Авторы этой оригинальной работы поставили задачу повысить эффективность освещения самолета лучом прожектора с 50—60% до 90—100%. С. Г. Вальдман и Н. А. Раков произвели расчеты, разработали эскизные схемы и чертежи и учебные мастерские академии под их руководством изготовили экспериментальную многолучевую систему «Прожзвук-М». Идея этой системы состояла в том, чтобы ошибки звукоулавливателя устранять путем наведения прожектора по специальной программе поиска самолета световым веером из пяти лучей, составленным при расщеплении одиночного луча. Плоский световой веер ориентировали в пространстве так, что его центральный луч следовал по курсу самолета, а боковые (по два луча) перемещались выше и ниже курса полета.

 

Группа инженеров, техников-прожектористов НИИТ полигона ВТУ РККА
Слева направо: сидят Б. Г. Леонов, Г. С. Гойлов и П. И. Григорьев; стоят И. В Шмелев и А. Г. Соков.

Звукоулавливатель обнаруживал самолет и наводил в его сторону прожектор; по причине «запаздывания» звука прожектор всегда ориентировался с отставанием от самолета. По команде «догон» световой веер прожектора начинал перемещаться с угловой скоростью, превышавшей угловую скорость самолета, и через несколько секунд накрывал цель, переходя на ее сопровождение. Какие бы противозенитные маневры курсом, скоростью или высотой ни применял самолет, после светового «накрытия» пятилучевой веер прожектора цепко держал его освещенным.

Полигонные испытания многолучевой системы прошли с большим успехом, показав надежность освещения до 95%, полностью подтвердив расчеты авторов. Однако дальность наблюдения освещенного самолета значительно сократилась против дальности штатного прожектора. Поэтому многолучевая система применения не получила. Но идея этой системы не была забыта и впоследствии была реализована в радиолокации, натолкнув специалистов на мысль о создании антенн с плоскими (веерообразными) диаграммами направленности, чтобы решить проблему надежного обнаружения самолетов и повышения точности определения координат.

В 1935—1936 гг. английская фирма Sawage также выпустила многолучевую систему, состоявшую из звукоулавливателя и зенитного прожектора, шесть лучей которого направлялись в небо в виде светового снопа, а не плоского светового веера. Поиск самолета лучами прожектора производился по наведению со звукоулавливателя обычным способом — покачиванием лучей вверх — вниз, вправо — влево. По сравнению с системой «Прожзвук-М» английская система была более примитивной, без научно обоснованной идеи компенсации ошибок звукоулавливателя соответствующим приемом поиска самолета и не могла дать высокую надежность обнаружения цели.

 

На следующую страницу          К оглавлению