К оглавлению         На предыдущую страницу

Оптические и акустические средства обнаружения

В годы после первой мировой войны средствами разведки и наблюдения в нашей армии и армиях капиталистических стран были прежде всего оптические приборы: бинокли для наблюдателей постов воздушного наблюдения и оповещения и связи (служба ВНОС), оптические визиры и дальномеры для зенитной артиллерии. Обладая высокой точностью определения угловых координат местоположения самолетов, эти приборы имели существенные недостатки: ими нельзя было пользоваться ночью и при неблагоприятных метеорологических условиях (в туман, дождь, снегопад, облачность) а также трудно обнаруживать самолеты из-за ограниченного поля зрения.

Однако шум самолета распространялся в воздухе почти независимо от состояния погоды и времени суток. Поэтому шуму самолет мог быть всегда обнаружен. Следовательно, применяя приборы, улавливавшие шум самолета, можно было компенсировать недостатки оптических средств. Так возникла идея создания систем для обнаружения и освещения самолетов, состоявших из звукоулавливателей и зенитных прожекторов. Освещенный самолет мог быть атакован истребителем-перехватчиком или обстрелян огнем зенитных батарей и зенитных пулеметов.

При неблагоприятных погодных условиях, когда использовать оптические приборы для наблюдения за самолетами было нельзя, равно как и освещать их прожекторами, зенитная артиллерия (ЗА) могла вести заградительный огонь с наведением орудий по данным звукоулавливателей. Казалось, что комплексное применение оптических и акустических средств решало важную для войск ПВО задачу — надежное обнаружение самолетов противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

Однако это продолжалось сравнительно короткое время, пока авиация не сделала очередной «прыжок» в высоту с одновременным увеличением скорости самолетов. Чтобы повысить дальность их обнаружения и выиграть время, нужное для подготовки стрельбы ЗА, необходимо было развернуть научные исследования и конструкторские разработки. Главное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на устранении воздействия ветра, мешавшего воспринимать шум самолета операторами-слухачами звукоулавливателя. Для этой цели использовались методы и средства шумоподавления, селекции и электрического усиления самолетного шума.

В марте 1932 г. проводились испытания системы «Прожзвук» (прожектор — звукоулавливатель), разработанной промышленностью по заданию Военно-технического управления (ВТУ) РККА. Испытания преследовали цель определения надежности обнаружения и освещения самолета в воздухе. В итоге обработки результатов испытаний оказалось, что максимальный успех поиска самолета лучом прожектора не превышал 50—60% случаев и причем в благоприятных метеоусловиях (безветренная погода, акустическая прозрачность). Это имело место при работе системы «Прожзвук» по одиночным целям и при отсутствии шумовых помех от других (посторонних) самолетов. При ветре надежность такого обнаружения еще более снижалась. Система «Прожзвук» была первым техническим средством обнаружения самолетов, применявшимся войсками ПВО совместно с ЗА и истребительной авиацией.

В июне 1932 г. на одном из испытательных полигонов проводился показ новых образцов инженерной техники, средств связи и интендантского имущества, разработанных отечественной промышленностью. Представлявшиеся образцы предлагались к принятию их на вооружение и снабжение Красной Армии. Партия и правительство придавали этому показу большое значение и в течение трех дней новая техника осматривалась руководящим составом Реввоенсовета республики во главе с его председателем — Наркомом обороны К. Е. Ворошиловым. Члены Реввоенсовета были разделены на три группы, возглавлявшиеся К. Е. Ворошиловым, М. Н. Тухачевским и С. М. Буденным. Каждая группа последовательно переходила от образца к образцу, осматривала их, слушая краткий доклад военного инженера-испытателя, высказывала свое мнение, которое затем обобщалось по трем группам. В числе демонстрировавшихся образцов были система «Прожзвук» и легкий звукоулавливатель.

Осматривая образцы, группа М. Н. Тухачевского подошла к средствам акустического обнаружения. Выслушав краткий доклад о тактико-технических характеристиках образцов, Тухачевский, обменявшись мнением с сопровождавшими его лицами, сказал: «Ну что ж, ничего другого нет, придется принять эти образцы», — и тут же спросил, над чем наши инженеры предполагают работать дальше, чтобы повысить эффективность ПВО. Выслушав ответ, что параллельно с работами по звукоулавливанию уже третий год исследуются возможности обнаружения самолетов по их тепловому излучению и, кроме того, перед учеными ставится вопрос о возможности применения радиотехнических методов обнаружения, М. Н. Тухачевский одобрительно отнесся к последней идее и сказал, что нужно уже сейчас начинать работать в этом направлении.

Система «Прожзвук» и легкий звукоулавливатель были приняты на вооружение прожекторных войск ПВО.

 

Здесь следует отметить, что М. Н. Тухачевский всегда со свойственным ему вниманием живо интересовался состоянием противовоздушной обороны и оснащенностью войск ПВО вооружением и боевой техникой. Большое значение он придавал средствам обнаружения самолетов, требуя от центральных управлений НКО разработки этих и других вопросов. Наглядным примером могут служить документы, написанные собственноручно М. Н Тухачевским:

 

Тов. Бордовскому С. В., тов. Алкснису Я. И., тов. Орлову А. Г.1

В связи с тем, что работа магнето самолета засечена радиоприемником (доклад т. Бордовского) предлагаю в срочном порядке спроектировать и построить аппаратуру для пеленгации самолетов в воздухе.

19.VI доложить мне план работ.

Зам. Наркомвоенмора и Председатель РВС СССР

15VI.1932 г.

№ 4187/сс

М. Тухачевский [1].

 

1 Бордовский С. В. — начальник Технического управления РККА, Алкснис Я. И. — начальник ВВС РККА, Орлов А. Г. — начальник Управления военных приборов ГАУ.

 

Звукоулавливатель ЗТ-2.

Зная, что на вооружении иностранных армий состоят звукоулавливатели и прожекторы, М. Н. Тухачевский в тот же день пишет второй документ:

Тов. Орлову А. Г.

У Вас есть акустики. Прошу подработать вопрос о глушении шума многомоторного самолета, с учетом интерференции звуковых волн. Моторы можно настроить на такие тона, чтобы они взаимно друг друга тушили.

Проконсультируйтесь с авиаконструкторами и в кратчайший срок доложите о результатах.

Нельзя ли подумать о том же для танков.

15.VI.1932 г.

М. Тухачевский [2].

19 июня А. Г. Орлов доложил М. Н. Тухачевскому о проведенном в ГАУ первом совещании по этому вопросу, а 27 июня 1932 г. М. Н. Тухачевский уже издал циркулярную директиву «О разработке вопроса глушения шума самолета при полете». В директиве был утвержден состав комиссии из представителей НКО и виднейших ученых от ЦАГИ, МГУ, ВЭИ, ЛЭФИ и др. Проф. Н. Н. Андрееву (ЛЭФИ) было поручено срочно исследовать шумы самолетов, чтобы иметь отправные данные для решения поставленной задачи [3].

 

В августе — сентябре 1932 г. на испытательном полигоне ГАУ были проведены испытания ряда экспериментальных макетов и образцов звукоулавливателей, созданных научно-исследовательскими институтами и заводами промышленности. Эти испытания были своего рода генеральной проверкой возможностей акустических средств обнаружения, на основе которых необходимо было сделать окончательный вывод о дальнейших перспективах акустических методов.

Несмотря на привлечение виднейших ученых-специалистов, инженеров и конструкторов научно-исследовательских институтов, вузов и заводов, все же не удалось добиться сколько-нибудь значительного увеличения дальности обнаружения, устранить вредное воздействие ветра на прием шума самолета и повысить точность определения угловых координат. Проблема борьбы с шумом ветра, резко снижавшим дальность обнаружения, так и осталась нерешенной. Большие размеры звукоприемников и электроакустические схемы усиления повышали дальность обнаружения не более чем на 25—40% и то лишь при отсутствии ветра.

Нельзя не вспомнить добрым словом специалистов ЦРЛ: проф. С. Я. Соколова, инженеров В. К. Иоффе, Я. М. Гуревича, Л. Я. Гутина, Р. Л. Волкова, инженеров ВЭИ А. И. Данилевского и А. И. Боброва, инженеров завода точного электромашиностроения (ЗАТЭМ) В. М. Малинина и В. Н. Романова, принимавших активное участие в создании акустических средств обнаружения самолетов и своим творческим трудом и изобретательностью стремившихся положительно решить сложную и важную для ПВО проблему.

На следующую страницу          К оглавлению