К
оглавлению На
предыдущую страницу
В годы после первой
мировой войны средствами разведки и наблюдения в нашей армии и армиях капиталистических
стран были прежде всего оптические приборы: бинокли для наблюдателей постов
воздушного наблюдения и оповещения и связи (служба ВНОС), оптические визиры и
дальномеры для зенитной артиллерии. Обладая высокой точностью определения
угловых координат местоположения самолетов, эти приборы имели существенные
недостатки: ими нельзя было пользоваться ночью и при неблагоприятных
метеорологических условиях (в туман, дождь, снегопад, облачность) а также
трудно обнаруживать самолеты из-за ограниченного поля зрения.
Однако шум самолета
распространялся в воздухе почти независимо от состояния погоды и времени суток.
Поэтому шуму самолет мог быть всегда обнаружен. Следовательно, применяя
приборы, улавливавшие шум самолета, можно было компенсировать недостатки
оптических средств. Так возникла идея создания систем для обнаружения и
освещения самолетов, состоявших из звукоулавливателей и зенитных прожекторов.
Освещенный самолет мог быть атакован истребителем-перехватчиком или обстрелян
огнем зенитных батарей и зенитных пулеметов.
При неблагоприятных
погодных условиях, когда использовать оптические приборы для наблюдения за
самолетами было нельзя, равно как и освещать их прожекторами, зенитная
артиллерия (ЗА) могла вести заградительный огонь с наведением орудий по данным
звукоулавливателей. Казалось, что комплексное применение оптических и
акустических средств решало важную для войск ПВО задачу — надежное обнаружение
самолетов противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
Однако это продолжалось
сравнительно короткое время, пока авиация не сделала очередной «прыжок» в
высоту с одновременным увеличением скорости самолетов. Чтобы повысить дальность
их обнаружения и выиграть время, нужное для подготовки стрельбы ЗА, необходимо
было развернуть научные исследования и конструкторские разработки. Главное
внимание в этих исследованиях было сосредоточено на устранении воздействия
ветра, мешавшего воспринимать шум самолета операторами-слухачами
звукоулавливателя. Для этой цели использовались методы и средства шумоподавления,
селекции и электрического усиления самолетного шума.
В марте
В июне
Осматривая образцы,
группа М. Н. Тухачевского подошла к средствам акустического
обнаружения. Выслушав краткий доклад о тактико-технических характеристиках
образцов, Тухачевский, обменявшись мнением с сопровождавшими его лицами, сказал:
«Ну что ж, ничего другого нет, придется принять эти образцы», — и тут же
спросил, над чем наши инженеры предполагают работать дальше, чтобы повысить
эффективность ПВО. Выслушав ответ, что параллельно с работами по
звукоулавливанию уже третий год исследуются возможности обнаружения самолетов
по их тепловому излучению и, кроме того, перед учеными ставится вопрос о
возможности применения радиотехнических методов обнаружения, М. Н. Тухачевский
одобрительно отнесся к последней идее и сказал, что нужно уже сейчас начинать
работать в этом направлении.
Система «Прожзвук» и
легкий звукоулавливатель были приняты на вооружение прожекторных войск ПВО.
Здесь следует отметить, что М. Н. Тухачевский
всегда со свойственным ему вниманием живо интересовался состоянием противовоздушной
обороны и оснащенностью войск ПВО вооружением и боевой техникой. Большое
значение он придавал средствам обнаружения самолетов, требуя от центральных
управлений НКО разработки этих и других вопросов. Наглядным примером могут
служить документы, написанные собственноручно М. Н Тухачевским:
Тов. Бордовскому С. В., тов. Алкснису Я. И., тов.
Орлову А. Г.1
В связи с тем, что работа магнето самолета засечена
радиоприемником (доклад т. Бордовского) предлагаю в срочном порядке
спроектировать и построить аппаратуру для пеленгации самолетов в воздухе.
19.VI доложить мне план работ.
Зам. Наркомвоенмора и Председатель РВС СССР
15VI.1932 г.
№ 4187/сс
М. Тухачевский [1].
1 Бордовский С. В. — начальник
Технического управления РККА, Алкснис Я. И. — начальник ВВС РККА, Орлов А. Г. —
начальник Управления военных приборов ГАУ.
Звукоулавливатель
ЗТ-2.
Зная, что на
вооружении иностранных армий состоят звукоулавливатели и прожекторы, М. Н.
Тухачевский в тот же день пишет второй документ:
Тов. Орлову А. Г.
У Вас есть акустики. Прошу подработать вопрос о
глушении шума многомоторного самолета, с учетом интерференции звуковых волн.
Моторы можно настроить на такие тона, чтобы они взаимно друг друга тушили.
Проконсультируйтесь с авиаконструкторами и в
кратчайший срок доложите о результатах.
Нельзя ли подумать о том же для танков.
15.VI.1932 г.
М. Тухачевский [2].
19 июня А. Г. Орлов
доложил М. Н. Тухачевскому о проведенном в ГАУ первом совещании по этому
вопросу, а 27 июня
В августе — сентябре
Несмотря на привлечение
виднейших ученых-специалистов, инженеров и конструкторов
научно-исследовательских институтов, вузов и заводов, все же не удалось
добиться сколько-нибудь значительного увеличения дальности обнаружения,
устранить вредное воздействие ветра на прием шума самолета и повысить точность
определения угловых координат. Проблема борьбы с шумом ветра, резко снижавшим
дальность обнаружения, так и осталась нерешенной. Большие размеры
звукоприемников и электроакустические схемы усиления повышали дальность обнаружения
не более чем на 25—40% и то лишь при отсутствии ветра.
Нельзя не вспомнить
добрым словом специалистов ЦРЛ: проф. С. Я. Соколова, инженеров В. К. Иоффе,
Я. М. Гуревича, Л. Я. Гутина, Р. Л. Волкова,
инженеров ВЭИ А. И. Данилевского и А. И. Боброва, инженеров
завода точного электромашиностроения (ЗАТЭМ) В. М. Малинина и В. Н. Романова,
принимавших активное участие в создании акустических средств обнаружения
самолетов и своим творческим трудом и изобретательностью стремившихся
положительно решить сложную и важную для ПВО проблему.