К оглавлению         К предыдущей странице

Радиоискатели Б-2 и Б-3

Политическая обстановка в Европе и Азии в 30-х годах вызывала большую озабоченность командования центральных управлений Наркомата обороны. С большим вниманием в то время следили за работами по радиообнаружению военный комиссар ГАУ Г. К. Савченко и председатель арткома ГАУ В. Д. Грендаль.

Г. К. Савченко рекомендовал В. Д. Грендалю написать личное письмо руководству НИИ-9 с просьбой ускорить окончание разработки станции орудийной наводки. Письмо В. Д. Грендаля и критические замечания военкома ГАУ детально обсуждались руководством института с широким участием инженерной и партийной общественности и вызвали заметную активность у работников лабораторий.

В 1938 г. предстояло завершить решение таких кардинальных задач, как повышение дальности и надежности обнаружения и сопровождения самолетов и увеличение точности определения угловых координат. Инженеры часто собирались у М. А. Бонч-Бруевича, делившегося своими новаторскими идеями и изобретениями, чтобы обсудить с ним нерешенные проблемы радиообнаружения.

Оживленную дискуссию вызвало обсуждение проблемы, как повысить надежность обнаружения целей и точность определения их угловых координат. Участвуя в этой дискуссии, автор вспомнил многолучевую систему «Прожзвук-М» и ее высокую надежность накрытия самолета световым веерным лучом, и, рассказав присутствующим об идее этой системы и ее конструктивных особенностях, рекомендовал ее как возможный вариант использования в радиоискателях. М. А. Бонч-Бруевич горячо поддержал эту мысль и тут же объяснил, как можно создать антенны с плоскими (веерообразными) диаграммами направленности, которые, подчеркнул он, способны одновременно увеличить надежность поиска целей (широким раствором луча) и повысить точность пеленга (узкой диаграммой направленности).

Предложение М. А. Бонч-Бруевича было одобрено и реализовано в последующих разработках. Антенны такими диаграммами направленности получили широкое применение в отечественных и зарубежных РЛС и применяются до настоящего времени.

***

После упомянутой выше научно-технической конференции по радиообнаружению по решению Комитета обороны при СНК СССР и заданию ГАУ НИИ-9 в конце 1939 г. изготовил три опытных образца радиоискателей, из которых один получил название Б-2 (ведущий инженер Е. А. Селин), а другой-Б-3 (ведущий инженер П. П. Кузнецов).

Радиоискатель Б-2 имел параболические антенны с конусной диаграммой направленности шириной 5–6°. Для поиска самолета использовалась коническая развертка в пределах 40–50° по азимуту и углу места. Облучая воздушное пространство последовательно сектор за сектором, радиоискатель обнаруживал самолет и переходил на его сопровождение, определяя угловые координаты по методу равносигнальной зоны.

Два радиоискателя Б-3 составляли комплекс, в котором одна установка (азимутальная) осуществляла поиск цели в горизонтальной плоскости, определяя азимут, а другая – в вертикальной плоскости, определяя угол места. Обе установки имели антенны с плоскими (веерными) диаграммами направленности, с углом раствора 35–40° в одной плоскости и 2–3° – в другой. В схемном и конструктивном отношении обе установки были идентичными и отличались внешне лишь тем, что антенна азимутальной установки была горизонтальной, а угла места – вертикальной. Координаты цели определялись по максимуму слышимости отраженного сигнала. Поиск самолета осуществлялся вначале азимутальной установкой до появления в телефонах-наушниках характерного вибрирующего звука как следствия интерференции прямого и отраженного сигналов, а после этого начинался поиск оператором установки угла места.

Зенитный радиоискатель Б-3

Во всех трех радиоискателях генератор работал на волне 15 см с мощностью излучения 12 Вт.

Полигонные испытания проводились одновременно на поле Артиллерийского стрелково-тактического комитета ЗА (АСТКА ЗА) под руководством майора Даньшина и воентехника 1 ранга Гапоненко. В качестве советников присутствовали инженеры-испытатели НИЗАП ГАУ К. П. Томилин и В. А. Калачев и автор этой книги.

В отчете АСТКА ЗА было зафиксировано, что точность пеленгования у радиоискателей в 1,5–3 раза выше точности звукоулавливателя; дальность обнаружения их значительно превосходила дальность звукоулавливателя и достигала до 20 км для установки Б-2 и до 17,5 км для Б-3 (у звукоулавливателя до 10 км). Недостаток установок Б-2 и Б-3 – их малая надежность обнаружения и сопровождения самолетов на высотах более 4000 м.

Анализируя результаты испытаний, ГАУ тщательно изучило причины малой надежности обнаружения и сопровождения самолетов, как одного из серьезнейших недостатков этих образцов. Несмотря на то что применение плоских (веерных) диаграмм направленности в установке Б-3 должно было обеспечить более высокую точность пеленга и надежность поиска целей, испытания этого не подтвердили. Более того, по успешности обнаружения станция Б-2 (с конусной диаграммой направленности) оказалась даже несколько лучше станции Б-3.

Вопреки обоснованным расчетам здесь теория явно разошлась с практикой. Комиссия, проводившая полигонные испытания, не вскрыла причин выявившегося несоответствия. Чтобы не допустить его повторения в последующих разработках радиоискателей, военные инженеры ГАУ, ученые и инженеры НИИ-9, как только были получены отчеты полигона, незамедлительно совместно занялись этим вопросом и установили, что утрата преимуществ плоской (веерной) диаграммы направленности антенн перед конусной была результатом недостаточно тщательной подстройки аппаратуры Б-3.

 

Дальше          К оглавлению