К оглавлению На предыдущую страницу
Опыт противовоздушной защиты Москвы был первым, в котором радиолокационная техника полностью выявила свои боевые качества. Дальнее обнаружение самолетов противника, наведение на них своих истребителей, управление огнем ЗА — вот важнейшие задачи, успешно решаемые с помощью РЛС.
По мере поступления радиолокационной техники в войска опыт Московской зоны ПВО стал распространяться в войсках ПВО других важнейших промышленных и административных центров страны. Активную роль в передаче войсковым частям опыта боевого применения станций радиообнаружения, их технической эксплуатации (профилактика, ремонт, настройка) выполняли инженеры Д. С. Стогов, И. А. Облезин и другие, а также бывшие инженеры НИИ-9 Ю. Н. Шеин, В. Н. Богомолов, Н. А. Лютоев, В. Г. Николаев, А. Я. Гейман, М. Д. Гуревич (младший), А. К. Белькович и др.
Особо важное значение
радиолокация имела для обороны Ленинграда в тяжелых условиях блокады. В начале
блокады авиация и наземная артиллерия противника обладали тактическим
преимуществом в нанесении внезапных бомбовых и артиллерийских ударов по городу
Ленина. В борьбе с бомбардировщиками врага Ленинградская ПВО не имела бы
времени на подготовку к отражению противника с воздуха, если бы в первые же
месяцы войны не была оснащена радиолокационными станциями дальнего обнаружения,
а к началу
Трудно переоценить роль
радиолокации в защите города на Неве, которую она выполняла с первых дней войны
и до снятия блокады. Вот один из примеров. 4 апреля
Усилившаяся воздушная разведка противника подсказывала командованию Ленинградского фронта и войск ПВО, что эти разведывательные полеты — прелюдия к предстоящим массированным налетам авиации противника на город. Командование Ленинградского фронта, войск ПВО и Балтийского флота приняло в связи с этим ряд срочных мер по усилению противовоздушной обороны города и кораблей и еще большему повышению бдительности войск.
4 апреля
Когда первая волна бомбардировщиков подходила к Красногвардейску и до города оставалось 35—40 км, завыли сирены воздушной тревоги. Станции обнаружили, что в налете участвовало девять групп бомбардировщиков (около 100 самолетов). Кроме того, первые эшелоны бомбардировщиков сопровождали 12—15 истребителей, часть которых при подходе к городу пошла на аэродромы ИА, чтобы воспрепятствовать взлету наших истребителей.
Встреченные интенсивными залпами зенитных орудий на южных окраинах города, создавших шквал сопроводительного и заградительного огня, эшелоны самолетов врага расходились на более мелкие группы и, применяя противозенитный маневр, стали подходить к городу. Значительная часть бомбардировщиков как в одиночку, так и целыми группами (до 18 самолетов), не выдержав мощного заградительного огня, развернулась и полетела обратно на юг, лишь отдельные бомбардировщики, обогнув с юга зону огня, заходили к городу вдоль Невы с юго-восточного и восточного направлений.
Одновременно с налетом фашистской авиации на город артиллерийские полки ПВО и корабли Балтийского флота подверглись сильнейшему обстрелу наземной артиллерии противника с целью парализовать огонь зенитной обороны, заставить расчеты ЗА укрыться в землянках и убежищах и тем самым обеспечить беспрепятственный пролет своих бомбардировщиков к городу. Но фашисты просчитались. Все расчеты и подразделения ПВО и ЗА стойко выполняли свой долг перед Родиной и ни на минуту не ослабили обстрел воздушного врага.
По донесениям службы ВНОС, из 100 бомбардировщиков, участвовавших в налете, к городу прорвалось 58, а 42 самолета к городу допущены не были. Из 230 фугасных авиабомб (ФАБ), сброшенных на город в непосредственной близости от кораблей, упало 70, но только две из них попали в корабли, не причинив им, однако, большого ущерба.
Большая часть ФАБ, упавших в различных районах города, вызвала разрушения и пожары в 11 районах.
Воздушная тревога в Ленинграде длилась 1 ч 20 мин, и около 2 ч до налета город подвергался артиллерийскому обстрелу.
Чем же закончился для фашистов этот массированный налет на Ленинград? Основная задача — уничтожение промышленных объектов и кораблей Краснознаменного Балтийского флота — не была выполнена, и промышленные предприятия и корабли остались невредимыми. Огнем ЗА было сбито 19 самолетов и подбито 9. В отражении налета участвовало 23 наших истребителя. Они сбили 6 бомбардировщиков и подбили один. Мы потеряли один истребитель. Таким образом, всего было сбито 25 и подбито 10 самолетов, т. е. свыше 30% фашистских самолетов не вернулось на свои базы.
* * *
В ночь на 5 апреля
Мощный огонь зенитных батарей создал такую завесу, сквозь которую к городу прорвалось лишь 8 фашистских бомбардировщиков, сбросивших куда попало 20 ФАБ. Остальные самолеты, дойдя до зоны огня, повернули обратно, не выполнив задания.
* * *
Результаты оснащения
ленинградской системы ПВО радиолокационными средствами обнаружения самолетов и
управления огнем ЗА только за отдельные периоды осени
В течение октября РУС-2 и РУС-2с вели наблюдение за воздушной обстановкой 2092 ч, что в среднем составляло на каждую станцию по 12 ч в сутки. За это время было обнаружено около 1600 групп самолетов противника с общим количеством более 4600 единиц, что составило в среднем за сутки свыше 50 целей (150 самолетов). Дальность обнаружения при этом была 100—145 км.
В течение ноября станции РУС-2 и РУС-2с обнаружили свыше 1800 целей с общим количеством около 3300 самолетов, т. е. в среднем за сутки 60 целей (110 самолетов). Активными средствами ПВО за этот месяц было сбито и подбито следующее количество самолетов противника: истребительной авиацией 79, огнем ЗА 55/32, огнем зенитных пулеметов и ружейным огнем 6/2 (в знаменателе число подбитых самолетов).
С начала войны и по 1
декабря
На основе опыта боевых действий частей ПВО Ленинграда с начала войны и до снятия блокады были сделаны следующие общие выводы:
1. РУС-2 и РУС-2с были наиболее надежными и достоверными средствами обнаружения самолетов противника в воздухе при любых атмосферных условиях дня и ночи. Благодаря им противнику не удавались внезапные налеты на город, несмотря на непосредственную близость фронта на южных подступах к городу.
2. Эффективность огня ЗА в условиях ночи и облачной погоды без применения СОН была низкой, что подтверждалось опытом некоторых зенитно-артиллерийских полков, еще не имевших этих станций.
3. Среди некоторой части командного состава частей ПВО Ленинграда в первый период боевой эксплуатации РЛС обнаружения и СОН существовало недоверие к этой новой технике (как и при работе опытной зенитной батареи в Московской зоне ПВО). Однако в тяжелых условиях блокады достоверность сведений о воздушном противнике, поступавших от РЛС, и повышение эффективности огня ЗА при взаимодействии со станциями орудийной наводки вскоре развеяли существовавшее недоверие к радиолокационной технике.
Результаты первых месяцев эксплуатации РУС-2 выявили не только недоверие к ним у некоторой части командного состава войск ПВО, но и не наилучшую организацию их применения, о чем стало известно Военному Совету Ленинградского фронта, который для выправления сложившегося положения командировал в войска ПВО представителей радиозавода.
Всесоюзная Коммунистическая партия
(б) — Ленинградский Городской комитет
22 сентября
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Военный Совет Ленинградского фронта уполномачивает
директора завода тов. Форштера А. А., ст. военпреда УСКА т. Каратыша Н. Н.,
инженеров тт. Чсремина В. И. и Токачирова М. С. проверить работу установок
РУС-2.
Член Военного совета
Ленинградского фронта
Секретарь Ленгоркома ВКП(б) А. Кузнецов
Специалисты завода совместно с представителями ПВО Ленинграда выяснили условия эксплуатации станций РУС-2 и причины, не позволившие использовать полностью их потенциальные возможности, и выработали необходимые предложения. Рекомендации группы были приняты и оказали положительное влияние на повышение эффективности использования станций РУС-2.
* * *
Ладожский дивизионный район ПВО в период блокады Ленинграда имел важнейшее значение в деле помощи Ленинграду и обеспечении функционирования ледовой «дороги жизни». Создание самостоятельного района ПВО, взаимодействовавшего с Ленинградским фронтом и подчиненного главному командованию войск. ПВО ТС, было важным и своевременным мероприятием в таких условиях.
Применение РУС-2 и РУС-2с и управление своими самолетами по радио значительно повысило эффективность наведения истребителей на самолеты противника. На КП командиров авиационных полков имелись два радиоприемника: один принимал донесения о самолетах противника с постов ВНОС, а второй — от станций РУС-2. Такое дублирование данных оповещения позволяло командирам авиаполков быть всегда в курсе воздушной обстановки.
В течение нескольких
месяцев (весной и летом
31 марта командир одного из истребительных авиаполков, получив донесение от станции РУС-2 об обнаруженной цели, поднял в воздух два истребителя Миг-3 и нацелил их на перехват фашистского разведчика. Летчики-истребители, обнаружив вражеский самолет по огню выхлопных патрубков и открыв огонь, сбили его в районе станции Валя. Наведение истребителей на цель осуществлялось по данным станции обнаружения волховской артиллерийской группы.
Для службы наведения в основном использовались станции РУС-2 и радиостанции наведения. Чрезвычайно важную роль в борьбе с вражескими самолетами играло взаимодействие между станциями РУС-2, радиостанциями наведения, службой ВНОС и КП оперативной группы ВВС Ленинградского фронта.
В донесениях командования
Ладожского района ПВО отмечались особенно хорошие результаты по радионаведению
с помощью РУС-2, которых добился в феврале — марте
1 154-й истребительный авиационный
полк, РУС-2 № 10.
Об интенсивности налетов
фашистской авиации в этом районе свидетельствуют следующие цифры: за
Боевая практика Ладожского дивизионного района ПВО позволила его командованию сделать такие же выводы, как и командованию ПВО Ленфронта в отношении РУС-2 и РУС-2с [20].
Применявшееся ранее патрулирование своих истребителей в ожидании самолетов противника теряло смысл и становилось, как правило, ненужным.
На следующую страницу К оглавлению