К оглавлению         На предыдущую страницу

Самолетные станции «Гнейс-2М» и «Гнейс-5М» для ВВС Военно-Морского Флота

Важнейшая роль и активная боевая деятельность в Великой Отечественной войне Северного и Черноморского флотов, необходимость содействия им военно-морской авиации поставили на повестку дня оснащение самолетов морской авиации бортовыми средствами радиообнаружения. В задачу самолетных средств должно было входить обнаружение надводных кораблей противника и борьба с его авиацией при отсутствии видимости. В полярных районах севера это имело особо важное значение для флота.

По заданию Наркомата Военно-Морского флота НИИ радиопромышленности создал в 1943 г. на основе станции «Гнейс-2» станцию «Гнейс-2М», предназначенную для морских самолетов-разведчиков и торпедоносцев, чтобы последние могли вести самостоятельный поиск надводных кораблей, торпедо- и бомбометание, а также борьбу с авиацией противника.

Станция «Гнейс-2М» обладала теми же тактико-техническими параметрами и характеристиками, что и станция «Гнейс-2», но для нее институтом была создана новая антенна, позволявшая вести поиск и обнаружение как воздушных целей, так и надводных кораблей. Станция была универсальной, она успешно прошла испытания на самолете ВВС ВМФ, была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.

На основе опыта боевого применения этой станции на Черном и Северном морях при обнаружении транспортов противника начальник Отдела спецаппаратуры ВМФ С. Н. Архипов в своем отзыве от 6 января 1944 г. отмечал: «... РЛС «Гнейс-2М» является первой в СССР станцией для военно-морской авиации, освоенной промышленностью и принятой на вооружение авиации ВМФ».

Разработка этой станции велась под руководством В. В. Тихомирова и А. А. Фина и при участии Р. С. Буданова, А. Р. Вольперта, И. И. Вольмана и др.

В том же 1944 г. НИИ радиопромышленности создал образец модернизированной станции под названием «Гнейс-5М». При создании этой станции институт разработал новый тип антенных устройств с боковым наблюдением, оригинальным по конструкции антенным переключателем и согласующим устройством, позволявшим легко переходить во время полета с бокового обзора на обзор впереди самолета. Кроме этого, были завершены разработки для РЛС «Гнейс-5» и «Гнейс-5М»:

— унифицированные передающие блоки генератора УКВ на более совершенных, освоенных к тому времени промышленностью генераторных лампах;

— максимально упрощена схема модулятора и повышена надежность всего блока;

— улучшена конструкция приемника и повышена общая надежность РЛС.

Государственные испытания РЛС проходили в Летно-испытательском институте ВВС ВМФ в конце 1944 г. и показали следующие результаты:

— дальность обнаружения надводных кораблей, в зависимости от водоизмещения их, от 10,5 до 36 км;

— дальность обнаружения берега 60 км;

— угол обзора в горизонтальной плоскости впереди самолета 65° и в боковые стороны 55°;

— ширина просматриваемой полосы морской поверхности 30 км.

Приказом Наркома ВМФ от 19 апреля 1945 г. РЛС «Гнейс-5М» была принята на вооружение и в том же году выпущена в большой серии.

Станция разрабатывалась под руководством В. В. Тихомирова и при участии Ю. К. Аделя, И И. Вольмана, Р. С. Буданова, А. П. Земнорея, П. В. Подгорнова и др.

На следующую страницу          К оглавлению