К оглавлению         На предыдущую страницу

Первые опыты по радиообнаружению самолетов

В сентябре 1933 г. в ЦРЛ состоялось обсуждение результатов испытаний экспериментального электроакустического звукоулавливателя, воспринимавшего только инфразвуковую часть спектра шума самолета. Научный руководитель работы проф. С. Я. Соколов не видел других путей развития средств, основанных на акустических методах обнаружения самолетов, и по решению ГАУ НКО дальнейшие работы по звукоулавливанию были прекращены. Инфразвуковой звукоулавливатель оказался последним в серии исследований по обнаружению самолетов акустическими методами, проводившихся ЦРЛ на протяжении шести лет по заданиям ВТУ РККА и ГАУ НКО, а также научными коллективами различных институтов и военных академий.

Автор этих строк, участвуя в испытаниях инфразвукового обнаружителя-пеленгатора и хорошо зная об ограниченных возможностях теплообнаружения, как-то в частной беседе спросил начальника отдела акустики ЦРЛ Б. Н. Можжевелова, как бы тот отнесся к идее радиообнаружения, поскольку ГАУ собирается предложить ЦРЛ развернуть исследования в новом направлении. Б. Н. Можжевелов посоветовал предварительно поговорить об этом с руководителем группы дециметровых волн в ЦРЛ Ю. К. Коровиным и только при его согласии официально обратиться к директору ЦРЛ.

Директор ЦРЛ Д. Н. Румянцев, не будучи специалистом ни в области акустики, ни в области радиотехники, тем не менее, сразу и безоговорочно согласился принять предложение ГАУ о развертывании исследований по радиообнаружению. Свое решение Д. Н. Румянцев при согласовании предстоящих работ с ГАУ очень веско обосновал, заявив: — «Если мы (ЦРЛ — М.Л.) в течение нескольких лет не решили важную для ПВО проблему обнаружения самолетов с помощью акустики, то какое у нас право оставаться в долгу у государства, народа и партии и не взять на себя обязательство попытаться решить эту проблему радиотехникой».

 

 Д. Н. Румянцев.

 

 Ю. К. Коровин (см. с. 267)

 

Эти «золотые слова» на заре советской радиолокации, сказанные старым коммунистом, прозвучали пророчески в противовес неверию и скептицизму некоторых ученых.

После успешного завершения переговоров между ГАУ и ЦРЛ в октябре 1933 г. был заключен договор [1]. Это был первый в Советском Союзе юридический документ, положивший начало планомерным научным исследованиям и опытно-конструкторским работам по радиолокации, а также первый документ систематического финансирования таких работ.

Проведение исследований и последующую разработку приборов радиообнаружения Д. Н. Румянцев возложил на отдел приемной аппаратуры ЦРЛ, начальником которого был Н. А. Краюшкин, главным инженером — специалист по радиоприемным устройствам В. И. Сифоров (ныне член-корреспондент АН СССР). В военно-морской лаборатории этого отдела, возглавлявшейся М. А. Стариком, имелась группа разработчиков техники дециметровых волн, руководимая старшим инженером Ю. К. Коровиным. В состав группы входили В. А. Тропилло, С. Н. Савин, В. В. Елизарова и А. Треумнов. В 1932—1933 гг. группа Ю. К. Коровина вела разработки аппаратуры системы двусторонней связи на дециметровых волнах и выполнила большой объем заданий по усовершенствованию генераторных ламп и передатчика с антенной направленного действия, приемных ламп, нахождению правильных путей конструирования аппаратуры, приемника, фидеров и системы в целом.

К июлю 1933 г. было завершено изготовление всего комплекса приемно-передающей и измерительной аппаратуры и на антенном поле ЦРЛ начались испытания на дальность радиосвязи и изучение особенностей распространения дециметровых волн [2]. В связи с проведением этих работ Ю. К. Коровин был назначен руководителем исследований и разработок по радиообнаружению самолетов, проводившихся по договору с ГАУ НКО.

Для проведения опытов была выделена аппаратура двусторонней радиосвязи, изготовленная ранее в ЦРЛ и использовавшаяся Ю. К. Коровиным в его исследованиях по заданиям Управления связи РККА: радиопередатчик непрерывного излучения, работавший на волнах 50—60 см мощностью 0,2 Вт, суперрегенеративный приемник и наземные параболические зеркала-антенны диаметром 2 м. Генераторные лампы для этой аппаратуры были разработаны в 1932—1933 гг. инженерами Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) В. И. Калининым и Ю. А. Кацманом совместно с научным сотрудником ЦРЛ В. А. Тропилло. Отражающей поверхностью для настройки передатчика и приемника вначале служил экран из листовой латуни площадью 1 м2, а затем — латунная сетка площадью 10 м2.

Для лучшего наблюдения за отражениями от самолета перед проведением опытов были исследованы условия размещения приемной и излучающей аппаратуры, затем был поставлен основной эксперимент по проверке отражений радиоволн от летящего самолета. Испытания проводились в Ленинграде, на территории Гребного порта у кроншпица Галерной гавани. Излучающая аппаратура размещалась на берегу, а приемная на льду в 20 м от берега. Опыты по радиообнаружению самолета, согласно договору с ГАУ, должны были проводиться в декабре 1933 г. Однако неблагоприятные метеорологические условия, недостаточная толщина и прочность льда у побережья Финского залива не позволяли установить аппаратуру для проведения опыта.

Кроншпиц на берегу Галерной гавани в Ленинграде

Наконец, 3 января 1934 г. погода улучшилась, и долгожданный опыт радиообнаружения самолета был проведен. Направление взлета и посадки гидросамолета составляло различные углы с направлением диаграммы направленности радиоизлучения и приема. Приемная аппаратура позволяла наблюдать эффект Допплера в виде характерной пульсации интенсивности звукового сигнала в наушниках при вхождении гидросамолета в зону видимости.

Самолет обнаруживался на расстоянии 600—700 м при высоте полета 100—150 м. Если судить по цифрам, то это совсем небольшое расстояние, однако по существу это очень много значило, так как проведенный опыт можно практически считать началом «рождения» отечественной радиолокации и исходной вехой ее последующего блистательного развития.

 

 

Зеркало антенны первой в СССР установки радиообнаружения (стоит В. А. Тропилло).

В последующие дни января Ю. К. Коровин провел еще ряд летных испытаний и собрал достаточный материал для дальнейшего развертывания работ по созданию нового типа аппаратуры обнаружения и пеленгации самолетов.

В отчете ЦРЛ «Пеленгация самолетов на ДЦВ», направленном 14 февраля 1934 г. в ГАУ, Ю. К. Коровин так формулировал первые итоги своей работы:

1. Пеленгация самолетов на дециметровых волнах возможна при высокочастотных мощностях порядка десятков ватт и волне 10—20 см на расстоянии 8—10 км. Вывод основан на результатах, полученных с мощностью 0,2 Вт на волне 50 см.

2. При мощности в антенне 0,2 Вт и длине волны 50 см расстояния до обнаруживаемого самолета составляли 600—700 м.

3. Пеленгация элементарных поверхностей (диска диаметром 25 см) получена при той же мощности и на той же волне на расстоянии 100 м. Опыты с элементарными поверхностями позволяют ориентировочно подсчитать эффект отражения, даваемого сложными зеркалами (самолетами).

4. Снятие характеристики вторичного поля, т. е. распределение отраженного поля в пространстве в зависимости от положения самолетов в облучаемой зоне возможно только при мощности передатчика порядка 4—5 Вт на расстоянии 1 —1,5 км. Применявшаяся аппаратура мощностью 0,2 Вт не позволила провести эти измерения.

5. Применением многослойной экранировки1 можно свести расстояние между генераторным и приемным зеркалами до 1—2 м; на волне 50 см и мощности 0,2 Вт получено наименьшее расстояние между генератором и приемником — 8 м.

В том же отчете Ю. К. Коровина дальнейшие его работы планировались им в следующих направлениях:

1) получение достаточной излучаемой мощности от магнетронного генератора на волне 10—15 см;

2) разработка экранов приемника и генератора, что связано с разработкой зеркал (антенн);

3) исследования характеристик вторичного поля, отраженного от самолета;

4) получение исчерпывающих данных для конструирования радиопеленгатора самолета.

В итоге опытов ЦРЛ, проведенных в январе 1934 г. инженерами Ю. К. Коровиным, С. Н. Савиным, В. А Тропилло, В. В. Елизаровой и А. Треумновым, впервые в нашей стране была экспериментально доказана практическая возможность радиообнаружения самолета по отраженной от его поверхности электромагнитной энергии.

В истории развития отечественной радиолокации опыт ЦРЛ является знаменательным событием, важность которого не подлежит сомнению, и его трудно переоценить. Этот опыт подтвердил, что электромагнитные волны не только отражаются от самолета, но и могут быть приняты радиоприемным устройством на земле.

1 Под многослойной экранировкой Коровин понимал размещение между передающим и приемным зеркалами нескольких экранов различных размеров и формы через интервалы, соизмеримые с длиной волны.

 

И, наконец, опыт подтвердил правильность ориентации на радиотехнический метод обнаружения самолетов как наиболее перспективный по сравнению с существовавшими в то время акустическим и тепловым методами обнаружения.

 

Отчет ЦРЛ в ГАУ НКО по первому опыту радиообнаружения (первый лист).

 

Отчет ЦРЛ в ГАУ НКО (последние листы).

 

Научно-технический журнал ГАУ НКО (первый и последние листы).

 

Выводы, сделанные на основе проведенных опытов и предложения ЦРЛ по дальнейшему развертыванию работ были рассмотрены и утверждены ГАУ [3]. Там же указывалось о необходимости форсирования разработок аппаратуры радиообнаружения как в ЦРЛ, так и в Ленинградском электрофизическом институте (ЛЭФИ), начавшем параллельно разработки согласно договору с ГАУ от 11 января 1934 г.

НТО Управления военных приборов ГАУ весьма оптимистически оценивало перспективы этих опытов. Постановление этого отдела ГАУ, подготовленное М. А. Федосенко, предусматривало желательность форсирования работ, чтобы образец радиопеленгатора мог быть изготовлен и испытан в этом же 1934 г.

На следующую страницу          К оглавлению