К оглавлению К предыдущей странице
Первой системой слепой посадки самолетов был комплекс под названием «Материк», разработанный в 1947–1950 гг. согласно постановлению Совета Министров СССР о 3-летнем плане развития радиолокации. Система включала средства аэродромного и самолетного обнаружения. В аэродромное оборудование входили: обзорный радиолокатор ОРЛ-1, диспетчерский радиолокатор ДРЛ-1, автоматический радиопеленгатор АРП-1М, группа посадочной (радиомаячной) аппаратуры, аппаратура командно-диспетчерского пункта, радиостанции связи и АТС и средства энергоснабжения и электросветотехнического оборудования.
Для краткости остановимся лишь на некоторых характеристиках РЛС, входивших в комплекс посадочных систем, не затрагивая радионавигационных, радиосвязных и электросветотехнических средств.
Обзорный радиолокатор ОРЛ-1 обеспечивал непрерывное визуальное наблюдение в пределах своего радиуса действия за самолетами, находившимися в зонах ожидания или пробивающими облачность. Наблюдение проводилось на выносных индикаторах кругового обзора (ВИКО), установленных на КДП. Радиолокационная аппаратура представляла собой аналогию аппаратуры РЛС целеуказания «Мост», описанную ранее.
Диспетчерский радиолокатор ДРЛ-1 являлся в этой системе одним из основных средств оперативного управления посадками самолетов, находившихся в воздухе и движущихся к аэродрому.
Его основные тактико-технические данные: дальность обнаружения самолета Ту-4 – до 32 км, разрешающая способность по азимуту – 1,75° и по дальности – ±400 м, мощность излучения – 30 кВт. Диспетчерский радиолокатор работал на три ВИКО, установленных на КДП аэродрома.
Автоматический радиопеленгатор АРП-1М определял азимут самолета и совместно с обзорным и диспетчерским радиолокаторами служил для индивидуального опознавания самолетов на расстоянии до 180 км.
Группа посадочной (радиомаячной) аппаратуры включала: ретранслятор РД-1, курсовой фазовый радиомаяк КРМ-Ф, глиссадный радиомаяк ГРМ-1 и маркерные радиомаяки МРМ-48.
Ретранслятор дальномера РД-1 являлся наземным радиомаяком-ответчиком от бортовых радиодальномеров СД-1 и обеспечивал самолетам, шедшим на посадку, измерение расстояний до аэродрома посадки, измерение расстояний до точки приземления на ВПП при нахождении самолета на курсе посадки и полет по орбитам. Дальность действия ретранслятора при высоте полета 5000 – 300 м от 150 до 40 км.
Курсовой фазовый радиомаяк создавал зоны курса по направлению посадки самолетов и давал возможность летчику пилотировать самолет по средней линии ВПП.
Глиссадный радиомаяк ГРМ-1 создавал равносигнальную зону, которая образовывала глиссаду планирования самолета при полете по курсу посадки.
Маркерные радиомаяки МРМ-48 предназначались для обозначения определенных точек на местности и излучали радиосигналы, имевшие диаграммы направленности в виде вертикального конуса. Они устанавливались параллельно оси ВПП справа и слева на различных расстояниях по три маяка с каждой стороны.
КДП был оснащен всеми приборами, необходимыми для обслуживания наземного радиолокационного, радиомаячного, радиосвязного и светотехнического оборудования.