К оглавлению         К предыдущей странице

Бомбардировочный прицел РБ П-4

Радиолокационные бомбардировочные прицелы «Кобальт» и «Рубидий» успешно выполняли свои задачи на тяжелых бомбардировщиках с поршневыми двигателями и ограниченными летно-тактическими возможностями. С переходом авиации на реактивные двигатели резко поднялись ее боевые качества, увеличились скорость, высота и дальность полета. Для новых бомбардировщиков потребовались на борту иное вооружение, иная радиолокационная техника. В связи с этим командование Военно-Воздушными Силами дало промышленности задание на разработку новых бортовых радиолокационных средств, в том числе радиолокационного бомбардировочного прицела РБП-4.

Прицел РБП-4 явился дальнейшей разработкой РЛС «Рубидий». Он устанавливался на бомбардировщиках дальнего действия и обеспечивал бомбометание с повышенной точностью в более широком диапазоне высот и скоростей полета.

Для защиты от радиопротиводействия противника в бомбоприцеле была предусмотрена возможность работы на двух переключаемых в полете фиксированных волках.

Разработанный в соответствии с тактико-техническими требованиями РБП-4 мог обнаруживать и опознавать крупные промышленные центры на дальностях 150–180 км, обеспечивал максимальную дальность прицеливания порядка 70 км, позволял вести прицельное бомбометание с высот 2000–15000 м в диапазоне скоростей 300–1250 км/ч. Радиолокационный прицел обеспечивал разрешающую способность по дальности от 75 до 150 м в зависимости от длительности излучаемого импульса, а по азимуту около 2,5°. Имея узкую диаграмму направленности (2,5°) в горизонтальной плоскости и широкую (по закону косеканс – квадрат) в вертикальной плоскости, РБП-4 мог работать в круговом или секторном (45°) обзоре с возможностью ступенчатого изменения направления секторного обзора в пределах ±55° от продольной оси самолета.

Аппаратура прицела РБП-4 принципиально отличалась от аппаратуры прицела «Кобальт» наличием синхронной связи с векторно-синхронным оптическим бомбоприцелом ОПБ-11p, разработанным под руководством А. С. Хрусталева. Применение органов управления и датчиков прицела ОПБ-11p позволило осуществлять по экрану индикатора прицела РПБ-4 точную боковую наводку самолета на цель и синхронное прицеливание по дальности. Сопряжение прицелов РБП-4 и ОПБ-11р производилось по типу сопряжения прицелов «Рубидий» и ОПБ-5ср. При этом обеспечивались векторный, векторно-синхронный и синхронный способы прицеливания как по площадным, так и по точечным целям. Сброс авиабомб производился автоматически через контактную систему оптического прицела и электросбрасывателей. Для эксплуатации бомбоприцела РПБ-4, как и бомбоприцела «Рубидий», требовались два члена экипажа.

 

Самолетный бомбоприцел РБП-4:

1 – антенна; 2 – приемопередатчик; 3, 4 – индикаторы; 5 – модулятор; 6 – пульт оператора; 7 – блок дальности; 8 – волновод; 9 – индикатор штурмана; 10, 12, 13, 16 – соединительные коробки; 11 – фильтр; 14 – комплект кабелей; 15 – высоковольтный выпрямитель; 17 – пульт штурмана; 18, 19 –синхронизаторы

 

Бомбоприцел РПБ-4 был разработан согласно постановлению Совета Министров СССР в период 1949 –1952 гг. под руководством В. С. Дехтярева и при активном участии и содействии В. И. Смирнова.

Государственные испытания прицела проводились на бомбардировщике Ту-16 под руководством главного штурмана дальней авиации генерала И. И. Петухова и его заместителя по испытаниям офицера ВВС Э. Ф. Крымского, на которого была возложена непосредственная задача организации и проведения летных и лабораторных испытаний опытных образцов.

Практическое бомбометание в процессе испытаний проводилось по искусственной наземной радиолокационной цели, образованной из уголковых отражателей. В летных испытаниях в качестве штурманов-бомбардиров принимали участие офицеры ВВС И. Т. Дульский и М. П. Кадушкин. Во всех испытаниях (летных и лабораторных) участвовал конструктор В. С. Дехтярев.

На основании положительных результатов государственных испытаний приказом главкома ВВС радиолокационный бомбоприцел РБП-4 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство. Впоследствии бомбоприцел РБП-4 без блоков связи с оптическим прицелом успешно применялся на самолетах гражданской авиации в качестве одного из средств самолетовождения.

Много сил и внимания разработке, испытаниям и серийному освоению бомбоприцела отдал офицер ВВС Д. Г. Чонян.

 

Дальше          К оглавлению