К оглавлению         К предыдущей странице

Послевоенное развитие радиолокационных средств для ВВС

Послевоенные годы для Военно-Воздушных Сил были периодом развития радиолокационной бортовой, наземной и аэродромной авиационной техники, охватившего три основных направления.

 

1. Оснащение бомбардировочной авиации дальнего действия (АДД) бортовыми радиолокационными средствами, обеспечивавшими:

радиолокационное обнаружение наземных и надводных объектов при самолетовождении в заданном диапазоне высот полета, в любых погодных условиях, днем и ночью;

определение навигационных элементов полета по радиолокационным ориентирам;

прицельное бомбометание по обнаруженным и опознанным целям;

защиту бомбардировщиков от атак истребителей противника;

привод самолетов и их посадку на свои аэродромы независимо от условий погоды.

2. Оснащение фронтовой бомбардировочной авиации радиолокационными средствами для нанесения бомбовых ударов по вражеским инженерным сооружениям и объектам в полосе обороны и прифронтового тыла, обеспечения защиты бомбардировщиков от атак истребителей противника, а также для обеспечения привода и посадки бомбардировщиков на свой аэродром.

3. Оснащение самолетов истребительной авиации бортовыми радиолокационными станциями обнаружения самолетов противника и обеспечения ведения по ним прицельного огня независимо от условий оптической видимости.

Необходимость развития радиолокационного оборудования самолетов явилась следствием расширения боевых действий авиации при любой погоде и в любое время суток.

Опыт использования авиации во второй мировой войне, особенно на западном театре боевых действий, показал, что во время дневных налетов англо-американская и немецкая бомбардировочная авиация несла тяжелые потери. В целях уменьшения этих потерь массированные налеты стали применяться в основном в ночное время.

Советская авиация дальнего действия при налетах на Берлин и Кенигсберг также пользовалась ночным временем.

Однако обнаружение наземных, надводных и приморских объектов и их уничтожение с воздуха в условиях отсутствия видимости было крайне затруднительным. Да и в дневное время при наличии облачности, закрывающей земную поверхность, возникали те же трудности. Штурманские расчеты и показания существовавших навигационных приборов не всегда обеспечивали необходимую точность вывода бомбардировщиков на цель и прицельное бомбометание. Радиолокационная техника радикально решала эту проблему. Бортовая аппаратура панорамной РЛС воспроизводила на экране индикатора радиолокационное изображение – своеобразную аналогию картины местности, над которой пролетал самолет, и давала возможность экипажу ориентироваться и находить цели для поражения. Располагаясь в носовом отсеке или под фюзеляжем воздушного корабля, излучающая аппаратура РЛС мощным электромагнитным лучом облучала местность под самолетом и вокруг него. Отраженные сигналы от характерных объектов местности – крупных и малых городов и населенных пунктов, искусственных сооружений, заводов, фабрик, мостов, а также природных образований, контрастных очертаний рек, озер, морских берегов и других рельефов земной поверхности – принимались приемным устройством РЛС и воспроизводили радиолокационную картину местности, близкую к географической карте.

К концу второй мировой войны бомбардировка Берлина уже осуществлялась с помощью РЛС, и немецкое командование было удивлено возросшей точностью уничтожения объектов города в ночное время.

Радиолокационная техника существенно повысила эффективность бомбардировочной авиации и дала экипажам самолетов максимальную свободу вождения, независимую от наземных радионавигационных систем. РЛС явились для авиации новым автономным бортовым средством навигации.

Аналогичное положение сложилось в авиации с применением и другого радиолокационного оборудования, упростившего решение тактических задач.

Радиолокационное оборудование создавалось во многих организациях и предприятиях страны. В его разработке принимали участие офицеры-испытатели ГК НИИ ВВС. На основании их оценок и рекомендаций принимались решения о принятии на вооружение и серийное производство каждого типа аппаратуры радиолокационной техники.

 

Дальше          К оглавлению