К оглавлению К предыдущей странице
Радиолокационная техника как средство разведки и обнаружения воздушных, надводных и подводных целей и наведения на них оружия уничтожения внесла большие изменения в организацию и ведение боевых действий Военно-Морских Сил Советского Союза [3].
Радиолокационная техника флота должна была развиваться в полном соответствии с планом послевоенного развития флота и с выходом его на океанские просторы совместно с гидролокацией обеспечивать их противоборство с любым видом надводного, подводного и воздушного противника. Для этого она должна была соответствовать боевым возможностям и задачам кораблей каждого класса.
Одной из первых послевоенных разработок явилось создание корабельной станции «Гюйс-2».
Станция предназначалась для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания системам управления стрельбой артиллерии универсального и зенитного калибров на крейсерах. Разработка РЛС проводилась согласно 3-летнему плану развития радиолокации на 1946–1948 гг. при активном участии и содействии В. П. Капелина. Тактико-технические требования, утвержденные командованием ВМФ 9 августа 1946 г., предусматривали обеспечение кругового и секторного поиска, а также слежение за целью с определением дистанции, своего курсового угла и пеленга.
Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой станция сопрягалась с выносными индикаторами кругового обзора (ВИКО), а для опознавания своих кораблей и самолетов снабжалась аппаратурой опознавания «свой – чужой».
Станция работала в метровом диапазоне волн с мощностью излучения 90 кВт.
Государственные испытания станции «Гюйс-2» проводились на крейсере «Молотов» Черноморского флота в период август – сентябрь 1948 г. комиссией под председательством командующего эскадрой вице-адмирала С. Г. Горшкова (ныне Адмирал Флота Советского Союза), его заместителя – командира крейсера капитана 1 ранга В. Ф. Петрова, офицеров флота С.П. Чернакова, В. А. Кравцова, Б. И. Красносельского, руководителя разработки А. И. Патрикеева и др.
Результаты государственных испытаний:
дальность обнаружения в режиме кругового обзора:
а) самолетов – от 140 до 290 каб (в зависимости от высоты полета);
б) кораблей: крейсера – 115 каб, эсминца – 85 каб и тральщика – 45 каб;
в) берега с высотой более 1000 м – 750 каб;
мертвая зона по надводным целям – не более 4 каб и по самолетам в пределах 10–20 каб;
разрешающая способность по дальности – не менее 3 каб и по курсовому углу – около 4°.
Предъявленный образец РЛС «Гюйс-2» обладал существенными преимуществами перед находившимися на вооружении флота другими радиолокационными станциями: несложностью и быстротой настройки, устойчивостью картины отображения целей на индикаторах и высокой надежностью в работе.
В то же время станция имела существенный недостаток – лепестковость диаграммы направленности антенны, затруднявшей обнаружение самолетов на некоторых высотах.
Антенна станции «Гюйс-2»
Станция «Гюйс-2» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
Необходимо отдать должное коллективу, создавшему эту станцию, который, используя опыт и научно-техническую помощь радиопромышленности, успешно справился с разработкой весьма совершенной станции «Гюйс-2» и был удостоен Государственной премии СССР. Премию получили А. И. Патрикеев, В. П. Антонов и офицер флота В. А. Кравцов.