К оглавлению         К предыдущей странице

РЛС дальнего обнаружения и наведения П-20

Радиолокационная станция П-20 была первой станцией дальнего обнаружения и наведения в сантиметровом диапазоне волн. Разработка ее велась по заданию ВВС согласно 3-летнему плану развития радиолокации на 1946-1948 гг. Станция обеспечивала круговой обзор и обнаружение целей в зоне своего действия, отображала воздушную обстановку на экране станции и на выносном ИКО КП авиационной части.

РЛС определяла три координаты целей: азимут, наклонную дальность и высоту с помощью V-луча, идея которого была высказана проф. М. А. Бонч-Бруевичем еще в 1938 г. Для опознавания своих самолетов к станции придавалось запросное устройство НРЗ-1.

Основные тактико-технические параметры

Дальность обнаружения

До 190 км

Ошибки определения координат:

 

азимута

±0.5°

высоты

±500 м

наклонной дальности

400 м

Разрешающая способность:

 

по наклонной дальности

400 м

по азимуту

1,3°

Мощность излучения каждого канала

Около 1000 кВт

Длительность импульсов

Около 1 мкс

Ширина диаграммы направленности: вертикального луча в горизонтальной плоскости от 0,5 до 3°, в вертикальной – 20°; наклонного луча–в наклонной плоскости от 1 до 3° и в вертикальной плоскости от 2 до 18°.

Станция имела пять излучающих и пять приемных каналов, работавших каждый в своем диапазоне сантиметровых волн. Три канала работали на антенное устройство с плоской (веерной) диаграммой направленности для поиска самолетов в горизонтальной плоскости и определения азимута и расстояния до целей (вертикальный луч). Два канала работали на антенну с наклонной диаграммой направленности (плоской, веерной), которая в комбинации с вертикальным лучом определяла высоту полета целей.

Состав станции с аппаратурой и агрегатами электропитания состоял из восьми транспортных единиц.

Общий вид РЛС П-20

Во вращающемся приемно-передающем фургоне было смонтировано пять высокочастотных шкафов с магнетронными генераторами, приемниками и аппаратурой, необходимой для излучения и приема. На крыше фургона монтировались антенные устройства. Станция имела четыре индикатора: кругового обзора, выносной (ВИКО), индикатор дальности и азимута и индикатор высоты.

Станция являлась сложнейшим радиолокационным устройством. Ее эксплуатация требовала от обслуживающего персонала инженерных знаний и опыта настройки многочисленных радиоблоков и устройств.

Разработку РЛС проводил коллектив радиопромышленности под руководством Л. В. Леонова при участии А. Р. Вольперта, Ю. К. Аделя, С. П. Заворотищева и многих других инженеров института.

В 1949 г. станция проходила в ВВС государственные испытания (руководитель инженер-испытатель И. И. Васютин) и показала соответствие заданным требованиям ВВС. Будучи принята на вооружение, станция П-20 широко использовалась в Войсках ПВО, ВВС, ВМФ и на больших аэродромах Гражданского воздушного флота (ГВФ) в качестве диспетчерской станции. Нельзя не отметить большую инженерную и организационную деятельность в разработке этой станции и ряда других РЛС дальнего обнаружения и наведения в послевоенные годы К. Л. Куракина (впоследствии заместителя министра электронной промышленности), удостоенного в 1950 г. Государственной премии СССР.

 

Дальше          К оглавлению