К оглавлению К предыдущей странице
Радиолокационная станция П-20 была первой станцией дальнего обнаружения и наведения в сантиметровом диапазоне волн. Разработка ее велась по заданию ВВС согласно 3-летнему плану развития радиолокации на 1946-1948 гг. Станция обеспечивала круговой обзор и обнаружение целей в зоне своего действия, отображала воздушную обстановку на экране станции и на выносном ИКО КП авиационной части.
РЛС определяла три координаты целей: азимут, наклонную дальность и высоту с помощью V-луча, идея которого была высказана проф. М. А. Бонч-Бруевичем еще в 1938 г. Для опознавания своих самолетов к станции придавалось запросное устройство НРЗ-1.
Дальность обнаружения |
До 190 км |
Ошибки определения координат: |
|
азимута |
±0.5° |
высоты |
±500 м |
наклонной дальности |
400 м |
Разрешающая способность: |
|
по наклонной дальности |
400 м |
по азимуту |
1,3° |
Мощность излучения каждого канала |
Около 1000 кВт |
Длительность импульсов |
Около 1 мкс |
Ширина диаграммы направленности: вертикального луча в горизонтальной плоскости от 0,5 до 3°, в вертикальной – 20°; наклонного луча–в наклонной плоскости от 1 до 3° и в вертикальной плоскости от 2 до 18°.
Станция имела пять излучающих и пять приемных каналов, работавших каждый в своем диапазоне сантиметровых волн. Три канала работали на антенное устройство с плоской (веерной) диаграммой направленности для поиска самолетов в горизонтальной плоскости и определения азимута и расстояния до целей (вертикальный луч). Два канала работали на антенну с наклонной диаграммой направленности (плоской, веерной), которая в комбинации с вертикальным лучом определяла высоту полета целей.
Состав станции с аппаратурой и агрегатами электропитания состоял из восьми транспортных единиц.
Общий вид РЛС П-20
Во вращающемся приемно-передающем фургоне было смонтировано пять высокочастотных шкафов с магнетронными генераторами, приемниками и аппаратурой, необходимой для излучения и приема. На крыше фургона монтировались антенные устройства. Станция имела четыре индикатора: кругового обзора, выносной (ВИКО), индикатор дальности и азимута и индикатор высоты.
Станция являлась сложнейшим радиолокационным устройством. Ее эксплуатация требовала от обслуживающего персонала инженерных знаний и опыта настройки многочисленных радиоблоков и устройств.
Разработку РЛС проводил коллектив радиопромышленности под руководством Л. В. Леонова при участии А. Р. Вольперта, Ю. К. Аделя, С. П. Заворотищева и многих других инженеров института.
В 1949 г. станция проходила в ВВС государственные испытания (руководитель инженер-испытатель И. И. Васютин) и показала соответствие заданным требованиям ВВС. Будучи принята на вооружение, станция П-20 широко использовалась в Войсках ПВО, ВВС, ВМФ и на больших аэродромах Гражданского воздушного флота (ГВФ) в качестве диспетчерской станции. Нельзя не отметить большую инженерную и организационную деятельность в разработке этой станции и ряда других РЛС дальнего обнаружения и наведения в послевоенные годы К. Л. Куракина (впоследствии заместителя министра электронной промышленности), удостоенного в 1950 г. Государственной премии СССР.