К оглавлению         К предыдущей странице

Приборы опознавания

После решения проблемы дальнего обнаружения и оснащения ПВО станциями РУС-2 перед Управлением связи КА возникла дополнительная задача не только обнаруживать самолеты, но и определять их принадлежность («свой – чужой»).

19 мая 1940 г. Управление связи КА заключило с ЛФТИ договор на модернизацию станции «Редут», при этом имея в виду попутное решение способа опознавания своих и вражеских самолетов.

Коллектив ЛФТИ (Ю. Б. Кобзарев) разработал способ опознавания на основе применения регенеративного ответчика. Испытания на самолете показали хорошие результаты, и в канун Великой Отечественной войны разработчики получили авторское свидетельство. В связи с эвакуацией института ответчик был передан в НИИ-9, под руководством инженеров Н. Ф. Алексеева и Д. Е. Малярова он прошел конструктивную доработку и был передан в производство.

Инженеры НИИИС КА также создали аппаратуру опознавания и в середине 1941 г. при испытании ее на самолетах получили удовлетворительные результаты.

В середине 1942 г. руководство разработками самолетных приборов опознавания взял на себя НИИ ВВС. Им был заключен договор с радиозаводом-институтом НКЭП на изготовление прибора («свой – чужой»). Коллектив специалистов радиозавода, в который входил Н. Ф. Алексеев, изучил все созданные к тому времени модели приборов опознавания и в лаборатории проф. С. Э. Хайкина создал прибор, успешно прошедший испытания на истребителях Московской зоны ПВО. Он был принят на вооружение и с начала 1943 г. поставлен на серийное производство.

В послевоенные годы по заданию Министерства обороны радиопромышленностью была разработана для всех видов Вооруженных Сил Армии и Флота система опознавания. В ее разработке принимали участие коллективы многих НИИ промышленности. После государственных испытаний система была принята на вооружение.

 

Дальше