К оглавлению         К предыдущей странице

Корабельные станции серии «Гюйс»

Эвакуация НИМИСТ в восточные районы страны лишила его возможности продолжать руководство развитием военно-морской радиолокации и заказами на ее средства в промышленности. Поэтому Народный комиссар ВМФ Н. Г. Кузнецов создал в феврале 1943 г. в аппарате Управления связи ВМФ радиолокационную группу в составе трех офицеров энтузиастов новой техники – А. Л. Генкила, В. В. Отрашкевича и В. А. Кравцова. К вооружению флота радиолокационной техникой, как будет видно из дальнейшего, было привлечено внимание командующих флотами.

Боевой опыт первой корабельной РЛС «Редут-К» в тяжелые месяцы начального периода войны показал огромные возможности радиолокационной техники, ее роль и значение. Надо было быстрей развивать и внедрять ее в службу флота, создавать такие РЛС, которые соответствовали бы боевым возможностям кораблей различных классов и их оперативно-тактическим задачам.

По заданию ВМФ НИИ радиопромышленности расширил конструкторские разработки станций и на базе опыта создания РЛС «Редут-К» создал к началу 1944 г. станцию обнаружения под названием «Гюйс»1. Она предназначалась для обнаружения надводных и воздушных целей. Руководил разработкой инженер института К. В. Голев. «Гюйс» не представляла собой модернизированную станцию «Редут-К», а являлась принципиально новой аппаратурой, работавшей на волне 1,5 м. Сжатые сроки вынудили НИИ разработать аппаратуру с упрощенной конструкторской и технологической проработкой. По существу, это был экспериментальный макет с тактико-техническими характеристиками, удовлетворявшими заданию ВМФ.

В марте 1944 г. станция «Гюйс» под руководством офицера флота С. П. Чернакова и руководителя разработки К. В. Голева была установлена на эсминце «Громкий» Северного флота и в течение апреля – июня 1944 г. проходила флотские испытания в боевой обстановке на Баренцевом море. В испытании станции участвовали также инженеры Б. П. Лебедев и В. А. Сивцов, имевшие опыт работы на РЛС «Редут-К».

Испытания и эксплуатация РЛС «Гюйс» подтвердили установленные для нее тактико-технические требования, и она послужила прототипом для разработки последующей корабельной станции «Гюйс-1».

Уже в октябре – декабре 1944 г. созданная в короткий срок РЛС «Гюйс-1» проходила боевую проверку на Северном флоте под руководством С. П. Чернакова и К. В. Голева. Испытания показали: дальность обнаружения линкора – 80 каб2, крейсера – 70 каб, эсминца -50 каб, тральщика – 40 каб, ошибки определения азимута – 1,5–2°, дальности – 0,5–0,7 каб.

Технические параметры станции «Гюйс-1» те же, что и РЛС «Гюйс»: волна – 1,4–1,5 м, мощность излучения – 60–80 кВт, частота вращения антенны – 3–5,5 об/мин.

После испытаний станция до конца войны продолжала нести корабельную службу надводного и воздушного наблюдения на Северном флоте.

1 ЦВМА, ф. 926, оп. 001355, д. 13, л. 28.

2 1 каб = 0,1 морской мили = 185,2 м.

***

На опыте разработки корабельных РЛС «Редут-К», «Гюйс» и «Гюйс-1» НИИ радиопромышленности по заданию ВМФ разработал новую, более совершенную в техническом и эксплуатационном отношениях корабельную станцию «Гюйс-1М» 1.

Назначение этой станции – обнаружение кораблей, самолетов, берега и определение дистанции и курсового угла для малых кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцев.

Технические параметры станции: длина волны-1,43 м; мощность излучения – 80 кВт; масса аппаратуры–174 кг; генератор собран по двухтактной схеме на лампах НТ-90-Д; приемник – супергетеродин чувствительностью 4 мкВ; антенно-фидерная система: две антенны типа «волновой канал», угол раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости – 22°.

Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну.

Индикаторное устройство – осциллографический отметчик на трубке ЛО-709.

В процессе разработки станции в индикатор были В1ведены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Эти нововведения значительно повысили точность отсчета дистанции до цели и эффективность стрельбы.

Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей.

Государственные испытания РЛС «Гюйс-1М» проводились в ноябре – декабре 1944 г. на эскадренном миноносце «Строгий» Балтийского флота под председательством командира дивизиона эсминцев М. Г. Иванова с участием командира корабля В. Н. Новак, С. П. Чернакова и руководителя разработки К. В. Голева и др.2 Комиссия отметила соответствие тактико-технических характеристик РЛС заданным требованиям, ее надежную работу, приемлемые габариты для размещения и рекомендовала станцию на вооружение для надводных кораблей от катера типа МО и выше.

 

1 ЦВМА, ф. 926, oп. 7, д. 55, л. 517.

2 ЦВМА, ф. 926, оп. 005935, д. 20, л. 58.

По заключению командующего Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуц Народный комиссар ВМФ Н. Г. Кузнецов приказом от 27 января 1945 г. принял РЛС «Гюйс-1М» на вооружение.

В разработке станции участвовали: К. В. Голев (руководитель), В. В. Самарин, Б. П. Лебедев, П. В. Подгорнов, Н. Г. Мельников, А. И. Узков, Н. В. Сорокин и др.

***

Разрабатывая РЛС «Гюйс-1М», НИИ проводил работы по ее усовершенствованию и дальнейшему улучшению тактико-технических характеристик и различных узлов. Тем же коллективом института были созданы новая антенная система с редуктором вращения и постом дистанционного управления (вращения), антенный коммутатор для работ по методу равносигнальной зоны, новый механизм определения дистанции и дублер осциллографического индикатора для выносного поста наблюдения и т.п.

В результате этих работ в конце 1944 г. была создана модернизированная станция «Гюйс-1Б», обладавшая возможностью поиска и пеленгования целей из рубки радиооператора станции. Станция позволяла командиру корабля вести наблюдение и оценивать обстановку на море и в воздухе из рубки и давать целеуказания оператору о слежении за избранной целью.

Вся система управления станции и ее конструктивная компоновка позволяли обслуживать РЛС одному оператору.

Испытания РЛС «Гюйс-1Б» проходили в октябре – ноябре 1945 г. на эсминце «Огневой» Черноморского флота и показали, что станция обеспечивает поиск, определение дистанции и своего курсового угла по надводным и воздушным целям со следующими параметрами: дальность обнаружения самолетов при высоте полета 1500 м и выше – до 250 каб (~46 км); дальность обнаружения надводных целей в зависимости от типа корабля в пределах 25–95 каб (3,6–16,5 км); ошибка в определении дистанции – 0,6 каб, а по курсовому углу – 3,5°.

 

Антенно-фидерная система РЛС «Гюйс-1Б»:

1 – антенный коммутатор; 2 – U-колено; 3–токосъемник; 4–линейный фидер; 5 – фидерный трансформатор; 6 – приемник; 7 – разрядник; 8 – фидерный фильтр; 9 – генератор УКВ

По своим тактико-техническим параметрам РЛС «Гюйс-1Б» превосходила английскую станцию аналогичного назначения.

 

Заключение Государственной комиссии:

1. РЛС типа «Гюйс-1Б» соответствует тактико-техническим заданиям ВМФ.

2. РЛС типа «Гюйс-1Б» принять па вооружение ВМФ СССР.

3. Рекомендовать РЛС типа «Гюйс-1Б» для серийного производства с учетом замечаний комиссии.

4. Опытный образец РЛС «Гюйс-1Б» передать личному составу эскадренного миноносца «Огневой» в эксплуатацию.

5. Установить гарантийный период до 1 мая 1946 г.

Председатель Государственной комиссии вице-адмирал Горшков С.Г.

 

Заместитель председателя – капитан 3 ранга Рябченко.

Члены комиссии: инженер-подполковник А. А. Никитин, инженер НИИ радиопромышленности Б. П. Лебедев и др.

 

Заключение командующего Черноморским флотом: «С выводами и заключением Государственной комиссии по РЛС типа «Гюйс-1Б» согласен.

Командующий Черноморским флотом

адмирал Октябрьский Ф. С.

20 ноября 1945 г.»

 

В 1945 г. приказом Народного комиссара ВМФ станция была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.

Следует отметить, что, выполняя разработки корабельных станций, НИИ радиопромышленности провел ряд важных исследований и экспериментов, позволивших улучшить их тактико-технические и эксплуатационные характеристики.

 

Дальше          К оглавлению