К оглавлению         К предыдущей странице

Самолетная РЛС «Гнейс-5»

Закончив создание станции «Гнейс-2» и организацию ее серийного выпуска на своих производственных площадях, НИИ радиопромышленности принял задание НИИ ВВС на разработку новой, более совершенной самолетной станции под названием «Гнейс-5». Станция должна была устанавливаться на двухместном истребителе и обеспечивать обнаружение самолетов противника и наведение на них своего самолета в условиях отсутствия видимости.

 

Самолетная РЛС «Гнейс-5»

Основные тактико-технические требования на разработку предусматривали:

– обзор пространства: 60° вправо-влево и 40° вверх-вниз;

– дальность действия до 8 км;

– вывод истребителя в хвост противника с точностью 4° до расстояния 200 м, после чего цель обнаруживается уже невооруженным глазом;

– аппаратура РЛС должна размещаться в кабине самолета, передающая антенна типа «волновой канал» – в носовой части самолета, азимутальные антенны того же типа–в кромке крыла и зенитные (штыревого типа) – сверху и снизу крыла;

– длина волны – 1,43 м.

Помимо наведения на самолет противника станция должна была обеспечивать привод своего истребителя к специальному приводному маяку с расстояния до 90 км.

При разработке этой станции НИИ провел новый исследования и проверку аппаратуры на лабораторных стендах. Эти исследования предусматривали применение более совершенных, освоенных к тому времени промышленностью генераторных ламп, максимальное упрощение схемы модулятора, повышение надежности всего блока передатчика, улучшение конструкции приемника и повышение общей надежности РЛС. Для станции был разработан новый прибор – индикатор пилота, позволявший летчику на его экране самостоятельно наблюдать с дистанции 1,5 км движение цели и по своему усмотрению выводить самолет-истребитель в атаку.

В окончательно отработанном состоянии РЛС «Гнейс-5» имела следующие технические параметры: рабочая волна 1,43 м; мощность излучения 30 кВт; общая масса аппаратуры с монтажными проводами 95 кг; приемник – супергетеродин с общим усилением 200 – 250 тыс. Передающая антенна состояла из двух вибраторов и рефлектора; приемная – из двух азимутальных и двух зенитных антенн для пеленгации целей.

Станция «Гнейс-5» прошла государственные испытания в ГК. НИИ ВВС (инженер-испытатель В. С. Сахаров) и показала:

– дальность обнаружения при высоте полета цели 8000 м –7 км;

– угол обзора в горизонтальной плоскости 140°, в вертикальной – 160°;

– мертвая зона 150–200 м;

– точность выхода в атаку по РЛС: в горизонтальной плоскости ±2–4°, в вертикальной плоскости ±3–5°.

Новым в РЛС «Гнейс-5» было и то, что начиная с дальности 1,5 км данные воздушной обстановки дублировались на специальном индикаторе, установленном в кабине летчика, это позволяло ему самостоятельно выводить самолет в атаку.

По отзыву НИИ ВВС «Гнейс-5» по своим тактико-техническим параметрам не уступала английской станции аналогичного назначения, а по дальности действия и радиусу мертвой зоны даже превосходила ее.

Во второй половине 1945 г. РЛС «Гнейс-5» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.

Разработку станции выполнил коллектив НИИ радиопромышленности с участием ведущих инженеров Г. А. Зонненштраля (руководитель), П. В. Подгорнова, Э. М. Манукяна, В. А. Говядинова, Н. Н. Лихвинцева и др.

С принятием на вооружение и серийным выпуском РЛС «Гнейс-5» по инициативе и предложению генерала Е. Я. Савицкого (ныне маршал авиации) на бортовой РЛС «Гнейс-5» была организована массовая подготовка летного состава по так называемой «технике оперирования». Для этого на военно-транспортном самолете устанавливалась аппаратура «Гнейс-5», на которой в летных условиях могла тренироваться одновременно группа обучаемых летчиков. Самолет-носитель РЛС «Гнейс-5» был летающим радиолокационным классом, в организации которого и в инструктаже обучаемых принимал участие инженер-подполковник Е. С. Штейн.

 

Дальше          К оглавлению