К оглавлению         К предыдущей странице

Двухантенная станция дальнего обнаружения «Редут»

После экспериментальных исследований рассеяния электромагнитных волн от самолета и расчета возможных дальностей радиообнаружения ЛФТИ совместно с КБ УПВО приступил в 1936 г. к разработке импульсной аппаратуры. КБ взяло на себя создание импульсного передатчика мощностью излучения около 100 кВт на волне 3,5–4 м с антенной типа «волновой канал», а ЛФТИ – импульсный модулятор и приемно-индикаторное устройство. Согласованным планом работ предусматривалось, что передатчик стационарного типа будет работать в Москве (из опасения вредного воздействия на приемник), а приемная аппаратура – на подмосковном полигоне, будучи смонтированной в специальной экранированной кабине на автомашине. Приемная антенна из двух полуволновых вибраторов размещалась на крыше кабины и позволяла получить нулевой прием в заданном направлении, что обеспечивало отстройку от мешающего влияния прямых сигналов передатчика.

К обусловленному сроку (конец 1936 г.) ЛФТИ выполнил свой объем разработки, однако первые опыты по самолету показали, что передатчик КБ УПВО должным образом не работал. Было решено запустить генератор мощностью около 1 кВт на типовых лампах Г-165, выпускавшихся  промышленностью. Но задачу управлений этим генератором П. К. Ощепков и его сотрудники длительное время решить не могли. И чтобы не задерживать испытаний, коллективу Ю. Б. Кобзарева пришлось эту задачу выполнить самому. Убедившись, что близко расположенный приемник сохранил свою работоспособность, и настроив антенно-фидерную систему, разработчики ЛФТИ продолжили опыты по самолету1.

Первые испытания установки под Москвой 15 апреля 1937 г. были удачными, дальность обнаружения самолета составила около 7 км. Следующий опыт был проведен 10 мая. Для уменьшения влияния генератора на приемник последний был отнесен на расстояние 500 м. Самолет на высоте 1500 м обнаруживался на расстоянии 12,5 км, при этом отраженный сигнал мог быть сфотографирован с экрана индикатора. Визуально сигнал был виден на дальности до 17 км. Опыт по звену самолетов Р-5 был проведен 16 мая. Самолеты обнаруживались на расстоянии 15 км, причем на индикаторе были видны биения отраженных сигналов.

Эти испытания и проведенные расчеты показали, что требуемая войсками дальность обнаружения более 50 км вполне достижима при доведении мощности излучения до 50 кВт и усовершенствовании приемной антенны.

По заданию НИИИС КА ЛФТИ приступил к комплексной разработке импульсной аппаратуры с улучшенными тактико-техническими характеристиками.

Новая установка, изготовленная к середине 1938 г., имела передатчик на лампах ИГ-8 и модулятор на лампах Г-3000. Передатчик развивал колебательную мощность 40–50 кВт в импульсе при анодном напряжении 15–22 кВ. Антенна передатчика, установленная на высоте 12 м, состояла из открытого двухпроводного фидера и излучателя типа «волновой канал» с пятью директорами и тремя рефлекторами. Приемная станция имела такую же антенну и располагалась на расстоянии 1000м от излучающей. Синхронизация осуществлялась на частоте 50 Гц от питающей сети.

В августе 1938 г. на территории НИИИС КА станция радиообнаружения с улучшенной аппаратурой проходила испытания по самолету и показала возможность его обнаружения на расстоянии до 50 км при высоте полета 1500 м.

1 Кобзарев Ю. Б. Первые советские импульсные радиолокаторы. – Радиотехника, 1974, № 5.

Это был блестящий по тому времени успех коллектива ЛФТИ и импульсной техники, показавший, что, во-первых, проблема дальнего радиообнаружения самолетов принципиально решена и последующая ее реализация потребует только инженерно-конструкторских и технологических усилий и, во-вторых, очевидное преимущество импульсных станций по сравнению со станциями непрерывного излучения с использованием доплеровской частоты.

Проведенные испытания по важности их результатов и последствий их использования были важнейшей вехой в истории отечественной радиолокации. Если опыты ЦРЛ в 1934 г. доказали возможность радиообнаружения самолетов, то работы коллектива ЛФТИ подтвердили теоретически и практически возможность создания установки дальнего радиообнаружения с тактико-техническими характеристиками, удовлетворявшими требованиям войск ПВО.

Следует отдать должное сотрудникам этого института Ю. Б. Кобзареву (руководителю исследованиями и разработки импульсной техники) и его помощникам П. А. Погорелко и П. Я. Чернецову за достигнутые ими в столь короткий срок результаты, явившиеся основополагающими в истории развития отечественной аппаратуры радиообнаружения.

Институту связи и ЛФТИ было ясно, что теперь можно было разрабатывать опытный образец, отвечавший требованиям войсковой эксплуатации. Учитывая степень технической отработанности аппаратуры и установленный порядок разработки промышленностью опытных образцов вооружения и боевой техники, НИИИС КА обратился к руководству радиозавода, на котором выпускалась система РУС-1, с предложением создать опытный образец на базе последней экспериментальной установки ЛФТИ, при его научно-технической консультации и помощи НИИИС КА.

Однако руководство радиозавода (директор А. А. Форштер, главный инженер Н. И. Аухтун) отказалось заключить договор на опытный образец, мотивируя свой отказ невозможностью выполнить станцию в подвижном варианте. Тогда НИИИС КА и ЛФТИ договорились построить и смонтировать такую установку на автомашинах своими силами, а заодно и улучшить ее конструктивные и эксплуатационные характеристики.

Работы между институтами были распределены так: ЛФТИ разрабатывал новый приемник и осциллографический индикатор, а НИИИС КА выполнял общий проект станции, разработку и изготовление генератора, вращающихся антенн, источников электропитания и монтаж всей станции на автомашинах. Генераторные лампы типа ИГ-8 на волну 4 м мощностью 50 кВт в импульсе поставил завод «Светлана».

В тесном деловом сотрудничестве ЛФТИ и НИИИС КА (руководитель работы А. И. Шестаков) в течение года создали подвижную станцию, получившую название «Редут».

Через год после испытаний стационарной установки ЛФТИ, подтвердившей блестящие возможности импульсной техники, в августе 1939 г. в НИИИС КА были проведены полигонные испытания «Редута».

Полученные результаты приведены в таблице.

 

Высота полета самолета, м

Дальность обнаружения, км

Высота полета самолета, м

Дальность обнаружения, км

минимальная

максимальная

минимальная

максимальная

500

1500

3000

5

8

15

30

50

65

4500

6000

7500

18

20

25

75

85

95

 

Испытания выявили следующие тактические возможности станции:

– определение дальности обнаружения с точностью 2–3 км;

– обеспечение возможности кругового обзора и наблюдения целей в разных секторах горизонтальной плоскости;

– определение азимута целей;

– определение направления полета цели и ее скорости;

– определение по характеру отметок на индикаторе отметчика характера наблюдаемой цели (одиночная или групповая); а по числу отдельных пульсаций – числа одиночных или групп самолетов.

Испытания выявили также, что станция имеет непросматриваемую (мертвую) зону в пределах 10–20 км от места расположения станции, в которой самолеты не обнаруживаются.

Наблюдения за полетом подтвердили дальность обнаружения 50 км. полученную в августе 1938 г. при высоте

полету цели 1500 м. Это означало, что импульсная аппаратура радиообнаружения еще в 1938 г. имела потенциальные технические возможности обнаружения самолетов на расстоянии до 100 км.

Результаты испытаний показали, что теоретические расчеты Ю. Б. Кобзарева о возможной предельной дальности действия аппаратуры полностью совпали с опытными данными. Этот факт имел важное практическое значение для последующих разработок радиолокационных станций различного тактического назначения как метод, апробированный практикой.

Впервые эксперимент доказал, что при тех диаграммах направленности в вертикальной плоскости и мощностях излучения, которые имели станции «Редут», с увеличением высоты самолета дальность радиообнаружения возрастает (до некоторого предела).

Подвижная станция «Редут» получила первое боевое крещение во время войны с белофиннами зимой 1939 – 1940 гг. на Карельском перешейке. Она была установлена в районе Перемяки по инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе. На «Редуте» работали инженеры НИИИС КА А. И. Шестаков, Т. М. Гаврилин и сотрудники ЛФТИ. Необходимые ремонтные и регулировочные работы на этой станции выполнялись силами ЛФТИ.

РЛС «Редут:

(излучающая установка)

Результаты испытаний экспериментальной станции дальнего обнаружения, проведенных в августе 1938 г., а также расчеты Ю. Б. Кобзарева позволили Управлению связи КА, не ожидая окончания совместных работ ЛФТИ и НИИИС КА по созданию подвижного варианта станции «Редут», внести в феврале 1939 г. в Комитет обороны при СНК СССР предложение о разработке промышленностью двух опытных образцов станции. НИИИС КА предложил решить такую задачу НИИ радиопромышленности, обладавшему многолетним опытом в области создания радиотелемеханических устройств и УКВ радиолиний. Выбор этого института был не случаен. Заказчик понимал, что разработка первых РЛС, удовлетворявших требованиям войск, потребует не слепого копирования «Редута», созданного ЛФТИ и НИИИС КА, но и проведения одновременно с конструированием ряда исследований, которые обеспечивали бы доведение РЛС до войсковых образцов.

Многолетний опыт военных специалистов, связанных в процессе служебной деятельности с разработками оборонных проблем в научно-исследовательских институтах, не входивших в системы промышленных наркоматов, показывал, что такие институты, успешно решая теоретически и экспериментально проблему, как правило, не имели возможности создать образец, который удовлетворял бы с конструкторско-технологической и эксплуатационной точек зрения требованиям серийного производства и войскового применения.

РЛС «Редут» (приемная установка)

2 апреля 1939 г. Комитет обороны при СНК СССР принял решение, обязавшее НИИ радиопромышленности разработать и изготовить два комплекта образца станции дальнего обнаружения на автомашинах. Еще в предвидении этого решения группа инженеров института, возглавлявшаяся А. Б. Слепушкиным, в феврале – марте 1939 г. ознакомилась с исследованиями по основам импульсной техники и станцией «Редут» и получила квалифицированную научно-техническую консультацию от Ю. Б. Кобзарева.

Используя результаты теоретических и экспериментальных работ ЛФТИ и своих исследований при активной помощи инженеров НИИИС КА (во главе с А. И. Шестаковым), НИИ в течение года изготовил два опытных образца станции «Редут» и в апреле 1940 г. (через год после решения Комитета обороны) предъявил их заказчику. В состав каждой станции входили: передатчик мощностью 50 кВт, с длиной волны 4 м, смонтированный внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины; приемная аппаратура в таком же вращающемся фургоне на автомашине с отметчиком и светящейся разверткой на экране ЭЛТ, рассчитанной на дальность обнаружения до 100 км; две антенны типа «волновой канал», жестко укрепленные на каждом фургоне с синхронным вращением. В антенне имелось пять директоров, один активный вибратор и один рефлектор; агрегат питания мощностью 30–40 кВт, смонтированный на автомашине ГАЗ-ЗА (третья автомашина станции).

В целях ускорения вопроса о принятии станции на вооружение Народный комиссар обороны 31 мая 1940 г. издал приказ о проведении совмещенных полигонных и войсковых испытаний станции. В июне–июле 1940 г. один образец был испытан в НИИИС КА, а другой – в войсковой части ВНОС под руководством офицера службы ВНОС П. В. Васюкова. Оба образца успешно прошли испытания и показали одинаковые результаты, полностью соответствовавшие прошлогодним испытаниям опытной станции «Редут» (ЛФТИ–НИИИС КА).

Приказом Наркома обороны от 26 июля 1940 г. станция «Редут» была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-2.

Разработка станции велась под руководством А. Б. Слепушкина и при участии Л. В. Леонова, Р. С. Буданова, И. И. Вольмана, Д. С. Михалевича, В. В. Самарина, Ю. К. Аделя и др.

Постановление Комитета обороны при СНК СССР от 27 декабря 1939 г. обязывало НИИ радиопромышленности изготовить до 1 января 1941 г. опытную партию (10 комплектов) РЛС РУС-2. НИИ это задание выполнил в марте–июне 1941 г. и по ходу работ устранил выявленные в станциях производственные дефекты, создав условия для серийного выпуска станций на ближайший период.

В развитии отечественной радиолокационной техники РЛС РУС-2 по сравнению с системой РУС-1 была значительным шагом вперед, так как позволяла не только обнаруживать самолеты противника на больших расстояниях и практически на всех высотах, но и непрерывно определять их дальность, азимут и скорость полета. Кроме того, при круговом синхронном вращении обеих антенн станция РУС-2 обнаруживала группы и одиночные самолеты, находившиеся в воздухе на разных азимутах и дальностях, в пределах своей зоны действия и следила с перерывами по времени (один оборот антенны) за их перемещениями. Таким образом, с помощью станции РУС-2 командование ПВО могло наблюдать за динамикой воздушной обстановки в зоне радиусом до 100 км, определять силы воздушного противника и даже его намерения, подсчитывая, куда и сколько в данное время направляется самолетов.

Получая данные о воздушной обстановке от нескольких станций РУС-2, находящихся в оперативно-тактическом взаимодействии, и нанося их донесения на карту-планшет, командование ПВО района (зоны) имело возможность непрерывно и достоверно следить за действиями воздушного противника и наиболее целесообразно планировать и использовать свои средства и силы в борьбе с врагом.

 

РЛС дальнего обнаружения РУС-2 (излучающая установка)

Поступление в войска ПВО станций, РУС-2 привело к тактико-технической революции в службе воздушного наблюдения и коренным образом повлияло на эффективность ПВО страны.

За научно-технический вклад в создание первых станций дальнего обнаружения самолетов группе сотрудников ЛФТИ Ю. Б. Кобзареву, П. А. Погорелко и Н. Я. Чернецову в 1941 г. была присуждена Государственная премия СССР. Они стали первыми лауреатами Государственной премии в области радиолокации.

В создании и производстве станций дальнего обнаружения РУС-2 большую роль сыграли инженеры НИИИС КА, повседневно взаимодействовавшие с ЛФТИ и с институтом радиопромышленности и оказывавшие последнему научно-техническую помощь в расчетах, настройке и испытании отдельных радиоблоков и станции в целом.

 

Дальше          К оглавлению