К оглавлению         К предыдущей странице

Начало исследований по станциям дальнего обнаружения

В сентябре 1934 г. УПВО РККА обратилось к акад. А. Ф. Иоффе с предложением развернуть в ЛФТИ исследования по радиообнаружению самолетов.

В результате обсуждения предложения Управления ПВО А. Ф. Иоффе включил в план следующие работы:

 

1. Определение предельной дальности возможного обнаружения самолета на данной высоте па основе теоретических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также исследование возможности определения числа и типов самолетов по силе принимаемого сигнала; какова должна быть система и мощность передающего устройства и система приемных устройств на различных волнах.

2. Пеленгация на УКВ для определения направления на самолет, расстояний до него и его скорости.

 

Результаты исследований должны были дать ответ на следующие вопросы:

На каких расстояниях и с какой точностью можно определить координаты самолета?

Можно ли измерять скорость и азимут самолета на больших расстояниях (200–300 км)?

Какова должна быть система приемников для пеленгации самолетов на больших расстояниях?

19 марта 1935 г. выполнение этого плана было оформлено договором1.

Расчеты и исследования по плану и договору вела лаборатория проф. Д. А. Рожанского на протяжении 1935 г. и первого квартала 1936 г.

Для экспериментального изучения рассеяния электромагнитных волн от самолета в первой половине 1935 г. была создана следующая аппаратура: приемник супергетеродинного типа с полосой пропускания 2 МГц; излучатель стандартных сигналов на волнах 3,2–4,7 м (мог работать и на модулированных колебаниях) и оконечный каскад приемника – ламповый вольтметр со стрелочным индикатором.

При исследованиях использовался передатчик КБ УПВО. Созданная аппаратура позволяла наблюдать отражения радиоволн от самолетов на расстоянии до 10км. В процессе исследований супергетеродинный приемник был дополнен аппаратурой с суженной полосой и пеленгаторной антенной для защиты от прямого воздействия передатчика и установления возможности пеленгации самолета с точностью до 0,25°.

1 ЦГАСА, ф. 37791, оп. 1, ед. хр. 716, л. 11,

В отчетах проф. Д. А. Рожанского и научного сотрудника Ю. Б. Кобзарева о работе лаборатории за 1935-1936 гг. были приведены: технические данные установки для измерения рассеяния самолетом электромагнитной энергии; оценка эквивалентных площадей рассеяния самолета; описание изучения отражений от самолетов в реальных условиях; анализ количественных данных, позволявших в то время составить представление о том, каким условиям должны удовлетворять приемное и излучающее устройства, предназначенные для обнаружения самолетов на больших расстояниях; дан анализ достоинств и недостатков импульсного и непрерывного методов генерирования и отмечено, что на волне порядка 3 м можно получить импульсы длительностью 1–2 икс. В тех же отчетах рассматривались вопросы синхронизации импульсного передатчика с индикатором, приведены схемы индикатора, а также схема и характеристики широкополосного приемника импульсных сигналов на УКВ.

Таким образом, разработка и освоение импульсной техники на УКВ, приведшие к созданию радиолокационных станций дальнего обнаружения, в Советском Союзе начались в марте 1935 г.

В период с октября 1935 г. по апрель 1936 г. ЛФТИ выполнил экспериментальные исследования по определению отражения электромагнитных волн от самолета при непрерывном его облучении радиоволнами длиной 4 м. Эти исследования показали, что уже в 1936 г. можно было создать импульсный генератор, мощность которого была бы достаточна для обнаружения самолета на расстоянии до 100 км. Впоследствии расчеты ЛФТИ полностью подтвердились разработками и испытаниями экспериментальных установок.

Для дальнейшего развития техники радиообнаружения, по мнению коллектива ЛФТИ, было необходимо:

1) создать установку радиообнаружения самолетов с дальностью действия 100 км при определении их скорости и направления полета;

2) разработать метод применения мощных кратковременных импульсов для тех же целей;

3) применить дециметровые волны для пеленгации самолетов на близких расстояниях как с земли, так и в воздухе и автоматически наводить истребители или воздушные мины на неприятельские самолеты.

После смерти проф. Д. А. Рожанского в сентябре 1936 г. руководить исследованиями и разработками стал научный сотрудник ЛФТИ Ю. Б. Кобзарев (ныне академик АН СССР).

***

Выполнив задание Управления ПВО по договору от 19 марта 1935 г., ЛФТИ в середине 1936 г. получил новое задание: разработать приемную и индикаторную аппаратуру для опытов обнаружения самолетов с импульсным излучением. Изготовленная ЛФТИ аппаратура должна была сопрягаться с генераторной частью системы радиообнаружения «Модель», разрабатывавшейся силами конструкторского бюро УПВО. Для этого КБУПВО организовало в Ленинграде вакуумную лабораторию во главе с инженером В. В. Цимбалиным, перешедшем в нее из ЛЭФИ.

Еще в ЛЭФИ по предложению П. К. Ощепкова В. В. Цимбалин провел ориентировочный расчет искрового импульсного УКВ генератора. Результаты расчета указывали на преимущество применения специальных импульсных ламп. Идея использования таких ламп была не новой. Еще в 1932–1933 гг. для определения высоты слоя Хевисайда М. А. Бонч-Бруевич применял разработанную им генераторную лампу Г-100 мощностью 100Вт как генератор ВЧ импульсов, лампа работала в прерывистом режиме при напряжении на аноде 10 кВ вместо 1500 В (по паспорту лампы).

С заказом разработать импульсную генераторную лампу КБ УПВО одновременно обратилось на завод «Светлана» и в ВЭИ. Однако как ВЭИ, так и «Светлана» отказались выполнить заказ, и КБ УПВО пришлось создавать такую лампу в своей вакуумной лаборатории. При консультации проф. Н. Н. Циклинского и Д. А. Рожанского В. В. Цимбалин сконструировал лампу ИГ-7 на волну 3,5–5 м с анодным напряжением до 10 кВ и мощностью до 50 кВт (при работе генератора по двухтактной схеме). Комиссия (Д. А. Рожанский, Н. Н. Циклинский, С. А. Векшинский, П. К. Ощепков и др.) провела всесторонние испытания лампы и одобрила передачу ее в производство как основной тип генераторной лампы в станциях радиообнаружения. Разработка лампы ИГ-7 была важной вехой в развитии техники дальнего радиообнаружения, она явилась прототипом последующих конструкций импульсных ламп ИГ-8 и др., выпускавшихся нашей промышленностью в годы Отечественной войны для станций «Редут» (РУС-2) и «Пегматит» (РУС-2с).

 

Дальше          К оглавлению