К оглавлению         К предыдущей странице

Первая аппаратура радиообнаружения «Рапид»

19 февраля 1934 г. Управление ПВО РККА заключило с ЛЭФИ договор, в задании которого предусматривалось: 1) создание к 1 июля 1934 г. экспериментальной аппаратуры обнаружения самолетов, 2) изучение отражений электромагнитных волн от различных поверхностей в срок до 1 октября 1934 г., 3) разработка к 1 декабря 1934 г. на основе накопленных материалов проекта станции воздушной разведки1.

Непосредственным руководителем этих исследований А. А. Чернышев назначил инженера Б. К. Шембеля, который по договору с ГАУ уже начал работы по созданию радиоаппаратуры для наведения луча прожектора на самолет и обеспечения стрельбы зенитной артиллерии.

По тактико-техническим требованиям Управления ПВО система радиообнаружения должна была иметь передатчик и три приемных устройства, из которых одно должно было устанавливаться возле передатчика, а два других – на наблюдательных постах с расстоянием между ними до 10 км.

1 ЦГАСА, ф. 37791, ед. хр. 716, Д. 184.

Несмотря на высказанную ранее мысль о предпочтительности импульсного метода радиоизлучения, П. К. Ощепков не обусловил этот метод в заданиях ЛЭФИ, и разработка аппаратуры велась на основе использования непрерывного излучения, как в работах ЦРЛ (Ю. К. Коровина).

До 1 июля 1934 г. Б. К. Шембель и его ведущие сотрудники А. Н. Мержиевский и Р. Р. Гаврук разработали радиоаппаратуру «Рапид», включавшую генератор на волне 4,7 м мощностью до 200 Вт, суперрегенеративный приемник и приемную антенну в виде одиночного полуволнового горизонтального вибратора.

В июле 1934 г. аппаратура «Рапид» испытывалась под Ленинградом. Председателем комиссии был назначен П. Е. Хорошилов и членами – академик А. А. Чернышев, Б. К. Шембель, П. К. Ощепков и др.

Передающая установка, смонтированная на крыше здания ЛЭФИ, ориентировалась в направлении на приемник (в районе Лахты) и за время испытаний не перемещалась. К началу испытаний приемная аппаратура была снабжена регистрирующим прибором (ондулятором). Приемник перемещался в пределах 11–50 км от передающей установки. Самолет, следуя заданным курсом, пересекал трассу электромагнитного излучения (электромагнитную «завесу») в различных точках линии створа передающей и приемной аппаратуры, чтобы определять максимальное расстояние, на котором приемник еще обнаруживал сигнал от самолета.

По результатам испытаний 10–11 июля 1934 г. был составлен акт, в выводах которого отмечалось (дословно):

1. Во всех этих случаях наличие самолета в зоне радиусом до 3 км от принимающего устройства и при высотах до 1000 м совершенно ясно ощущалось приемным устройством по появлению в телефоне характерных биений, обусловленных интерференцией прямой и отраженной волн.

2. Комиссия констатирует, что положенный принцип в разрешение поставленной задачи верен, и считает необходимым всемерно форсировать дальнейшие работы по разработке окончательного образца2.

 

2 Ощепков П. К. Жизнь и мечта. – Московский рабочий, 1965, л. 75, 78 – 79.

 

9 и 10 августа опыты с аппаратурой «Рапид» были повторены с расположением приемника в районе Гатчины (Красногвардейск) и Сиверской на расстоянии 50 и 70 км от передатчика.

Опыты позволили сделать следующие выводы:

 

1. На расстоянии порядка 50 км (между передающей и приемной аппаратурами) высота полета 5200 м не является предельной для типа самолета, участвовавшего в испытаниях, так как существенного ослабления эффекта с увеличением высоты до предельной не наблюдалось.

2. Самолет обнаруживается, безусловно, надежно в том случае, когда он пролетает между приемником и передатчиком, и с меньшей надежностью, когда он летит вблизи приемника, не пересекая створа между ним и передатчиком.

3. Расстояние 75 км от излучения при данной мощности (150 – 180 Вт) и при данных высотах антенн излучателя и приемника является предельным.

 

В сентябре 1934 г. ЛЭФИ предъявил Управлению ПВО РККА вторую часть аппаратуры «Рапид»: излучающее устройство мощностью 100 Вт, работавшее на волне 4,8 м, с антенной, излучающей в пределах 60° по азимуту и углу места, и приемник для центрального поста с прибором для записи принимаемых сигналов на ленте. Эта часть аппаратуры совместных испытаний не проходила и вместе с ранее изготовленной аппаратурой была использована заказчиком для различных экспериментальных исследований.

Директор ЛЭФИ академик А. А. Чернышев рассматривал аппаратуру «Рапид» как часть системы радиообнаружения, предусмотренной им в изобретательской заявке от 7 февраля 1934 г., а ее разработку – как начало реализации своей идеи. В действительности, аппаратура «Рапид» послужила прототипом для дальнейших разработок системы радиообнаружения «Ревень» (РУС-1) в НИИИС КА и на радиозаводе.

Дальнейшего развития это направление в ЛЭФИ не получило, хотя работы еще не были полностью завершены в соответствии с условиями договора, расторгнутого Управлением ПВО РККА.

 

Дальше          К оглавлению