К оглавлению         К предыдущей странице

Дальнейшие исследования по радиообнаружению

Полигонные испытания радиоискателя «Буря» выдвинули следующие первоочередные задачи НИИ-9 на 1937 г.: увеличение дальности обнаружения самолетов и точности определения угловых координат, повышение надежности обнаружения и сопровождения целей.

Если пути и методы решения первой задачи были достаточно ясны (увеличение мощности излучения, повышение направленности излучения за счет больших габаритов антенн или применения более коротких волн, создание приемника с большей чувствительностью), то способы решения второй и третьей задач требовали предварительного изучения. Как один из вариантов решения второй задачи Б. К. Шембель предложил применить антенны с равносигнальными зонами, которые использовались в радиомаяках. Этот вариант предусматривал одно излучающее и три приемных устройства с параболическими антеннами.

Для проверки возможности увеличения дальности обнаружения самолетов и проведения различных экспериментов при исследованиях в НИИ-9 была создана в 1937 г. радиоустановка РИ-4, смонтированная стационарно на опытно-испытательной базе института в Островках и выполненная по образцу первой радиоустановки 1935 г., находившейся на крыше здания ЛЭФИ. На этой установке проверялись расчеты инженеров по увеличению дальности действия и исследовались возможности работы на различных вариантах схем радиообнаружения. Интересно, что коэффициент направленности антенны установки РИ-4 был в четыре раза выше того же коэффициента радиоискателя «Буря» (это могло получиться и на «Буре», если его рабочая волна была бы вдвое короче). При использовании той же волны, что и на «Буре», антенны установки РИ-4 были вдвое больше по диаметру (4 м). Опыты на РИ-4, проведенные под руководством Э. И. Голованевского, имели цель удвоить дальность действия установки по сравнению с «Бурей», т.е. довести ее примерно до 25 км, что и было достигнуто в 1938 г. Новое приемное устройство РИ-4 отличалось от аналогичного в радиоискателе «Буря» тем, что вся полоса принимаемых доплеровских частот делилась специальными фильтрами на 18 каналов по 50 Гц каждый, что должно было снизить уровень шумов в каждом канале примерно в 4 раза и, следовательно, вчетверо повысить чувствительность приемника по каждому каналу и вдвое повысить дальность действия всей установки1. Мощность излучения РИ-4 составляла 100–150 Вт.

В плане исследований на 1937 г. содержалась еще одна важная тема «Разработка радиодальномера с применением частотной модуляции для проверки возможности определения третьей координаты цели – расстояния до нее, необходимого для введения в прибор управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО)».

Идею радиодальномера с частотной модуляцией Б. К. Шембель предложил на основе личных наблюдений отражений от Крымских гор в период полигонных испытаний радиоискателя «Буря». Эти наблюдения показали, что частотная модуляция с помощью фильтров позволяет селектировать цели по расстоянию, чем устраняются помехи от близлежащих предметов.

 

1 По расчетам Шембеля Б. К.

 

Под руководством Б. К. Шембеля была начата разработка экспериментального дальномера с механическим устройством, позволявшим модулировать частоту магнетронного генератора на 2–3%. Установка имела две параболические антенны и генератор в диапазоне 15–25 см с мощностью излучения 5–10 Вт.

Окончание изготовления радиодальномера и его испытания по самолетам были проведены группой молодых инженеров летом 1938 г. Из-за большого уровня шумов в магнетронном генераторе и широкого разброса его параметров установка показала небольшую дальность действия (7–8 км). Выключение схемы модуляции повышало дальность действия до 15–16 км. Однако этот технический прием определения дальности до целей все же не получил развития, так как в НИИ-9 в то время уже создавалась научно-техническая база для конструирования импульсного радиодальномера.

В период испытаний радиодальномера проводилось также изучение возможности обнаружения самолета при тех положениях его на курсе полета, когда эффект Доплера не наблюдается, т.е. когда радиальная составляющая скорости самолета равна нулю.

В середине 1937 г. М. А. Бонч-Бруевич впервые высказал мысль, что во время войны могут быть созданы специальные помехи, которые затруднят или полностью нарушат работу аппаратуры радиообнаружения. Свое предположение, а точнее, уверенность он основывал на огромном значении и эффективности таких средств в операциях войск ПВО. Этим предостережением М. А. Бонч-Бруевич нацеливал заказчиков НКО, исследователей и разработчиков НИИ-9 на необходимость не упускать в будущем из виду столь важный вопрос и добиваться его разрешения, как средства противодействия аппаратуре радиообнаружения со стороны противника.

 

Дальше          К оглавлению