К оглавлению На предыдущую страницу
Война внесла существенные поправки в планы научных исследований и опытно-конструкторских работ по радиолокации для ВНОС ПВО. Эвакуация исследовательских институтов и радиозаводов промышленности на восток в значительной мере задержала и осложнила ход ранее начатых исследований и разработок.
Первый период войны в развитии дальнего радиообнаружения самолетов характеризовался ускоренной организацией серийного производства РУС-2 и РУС-2с, развертыванием сети этих станций в системе ПВО и обучением личного состава войск их боевому применению и технической эксплуатации. Производство станций было организовано на эвакуированных радиозаводе (директор И. Н. Гуданис) и в НИИ радиопромышленности (главный инженер А. А. Фин).
В процессе выпуска первой
партии РУС-2с институт провел работы по ее частичной модернизации, направленной
на отработку конструкций блоков передающей и приемной аппаратуры, улучшающих
технологию производства и эксплуатационную надежность станции. В апреле
Боевое применение РУС-2 и РУС-2с в ходе войны оказалось столь эффективным, что растущая потребность в них войск ПВО потребовала срочного налаживания серийного производства таких станций на ряде заводов. До конца войны промышленность выпустила несколько сот РУС-2 и РУС-2с, что позволило удовлетворить основные потребности в них войск ПВО1.
Боевая деятельность истребительной авиации уже в первые дни войны выявила абсолютную и неотложную необходимость создания бортового прибора для опознавания принадлежности обнаруженного самолета («свой — чужой»), чтобы правильно ориентироваться в воздушной обстановке и наиболее рационально использовать средства войск ПВО против авиации врага. Такой прибор для ИА был создан2.
Очень важное значение для войск ПВО имела также разработка метода и аппаратуры для определения высоты приближающихся самолетов при обнаружении их РУС-2 и РУС-2с. Эти станции определяли только две координаты целей в воздухе: наклонную дальность и азимут. Кроме того, измеряя дальность до цели нетрудно было определить и скорость ее полета.
1 На с. 255 приведена таблица роста выпуска этих станций в годы войны.
Однако для успешного перехвата истребителями самолетов противника этих данных было недостаточно. Получая с командного пункта наведения (с земли) указания о направлении полета и времени вероятной встречи с противником, летчик-истребитель только в условиях хорошей видимости (днем в отсутствие облачности) мог визуально обнаружить противника и осуществить его перехват. Ночью и при плохих погодных условиях днем перехват и уничтожение вражеского самолета было в те дни редким исключением.
Надо было срочно и надежно решить задачу определения третьей координаты самолета, в сжатые сроки создать дополнительную аппаратуру и снабдить ею станции РУС-2 и РУС-2с. Задача была столь неотложной, что по заданию НИИИС КА ее решением занимались одновременно радиозавод, НИИ радиопромышенности и ЛФТИ.
На радиозаводе высотная приставка была разработана под руководством инженера Е. А. Селина (бывший сотрудник НИИ-9, руководивший конструированием и испытаниями радиоискателя Б-2 для ЗА) по техническому предложению инженера НИИИС КА А. И. Шестакова. В основу ее действия был положен принцип определения угла места, основанный на том, что на каждую антенну приставки воздействуют отражения радиоволн, пришедшие непосредственно от самолета и переотраженные от земли. В результате между каждой парой антенн всегда будет существовать напряжение, являющееся функцией угла падения волны, т. е. угла места цели. Благодаря этому с помощью гониометра, включаемого между верхней или нижней парой антенн, можно определять угол места самолета. А измерение этого угла и наклонной дальности до самолета позволяет определять и высоту полета.
В комплект аппаратуры высотной приставки входили: 1) мачта высотой 16,5 м с тремя антеннами; 2) гониометр для измерения угла места; 3) устройство определения высоты и 4) переключатель антенного устройства и приемника. Антенны были смонтированы на одной мачте на разных высотах: нижняя 4,12 м, средняя 8,12 м и верхняя 16,48 м от земли.
Контрольные испытания
высотной приставки, проведенные в августе
Высота полета, м |
Срединные ошибки определения высоты при работе по паре антенн, м |
|
|
нижней |
верхней |
4000 6000 |
230 320 |
210 310 |
Для определения угла места (работное время) требовалось 12 с.
На основании испытаний были сделаны следующие выводы: 1) высоту полета самолета можно определять на расстояниях в пределах 60% дальности обнаружения; 2) рекомендовать высотную приставку для серийного производства к станции РУС-2.
Эта рекомендация вскоре была реализована, после чего серийно выпускающиеся станции РУС-2 приобрели еще более высокие тактические свойства, позволившие применять их и как станции для службы ВНОС, и как станции наведения ИА.
Аналогичная высотная приставка к станциям РУС-2с была разработана и в НИИ радиопромышленности с учетом технического предложения А. И. Шестакова, и поэтому по методу решения задачи не отличалась от приставки, созданной радиозаводом. Она также успешно прошла испытания и выпускалась серийно вплоть до создания новой станции дальнего обнаружения П-31, в которой устройства определения высоты органически входили в аппаратуру станции.
Наряду с этим нельзя не отметить инициативу воентехников ОРТБ ВНОС Московской зоны ПВО Н. И. Кабанова, Е. И. Алейникова, Я. Н. Немченко и Б. И. Молодова2, которые будучи призваны в армию в начале войны и находясь в радиотехническом батальоне на эксплуатации станций РУС-2, решили устранить ее недостаток и коллективно разработали аппаратуру для определения высоты полета самолетов. Проверив на боевом опыте функционирование этой аппаратуры, они в мастерских батальона изготовили несколько таких приставок и снабдили ими все станции РУС-2 Московской зоны ПВО. Командование Московской зоны ПВО высоко оценило заслуги этих воентехников — авторов высотной приставки.
2 До войны это были инженеры
исследователи и разработчики НИИ радиопромышленности.