К
оглавлению На
предыдущую страницу
Приборы опознавания принадлежности самолета
(«свой—чужой»)
После решения проблемы
дальнего радиообнаружения и оснащения ПВО станциями РУС-2 перед Управлением
связи КА возникла дополнительная задача: не только обнаруживать самолеты, но и
определять их принадлежность (свой — чужой).
19 мая 1940 г. Управление
КА заключило с ЛФТИ договор на модернизацию станции «Редут», имея при этом в
виду попутное решение способа опознавания своих и вражеских самолетов.
Коллектив ЛФТИ разработал
способ опознавания на основе применения регенеративного ответчика. Испытания на
самолете были проведены успешно в канун Великой Отечественной войны, и
разработчики получили авторское свидетельство. В связи с началом Отечественной
войны и эвакуацией института ответчик был передан в НИИ-9, где под руководством
инженеров Н. Ф. Алексеева и Д. Е. Малярова подготовлен к сдаче в производство.
Одновременно с работами
Н. Ф. Алексеева в том же институте в инициативном порядке инженер Ю. К. Коровин
(переведенный в 1939 г.
в институт из ЦВИРЛ) создал отличный вариант опознавательного устройства. Его
прибор отличался применением в ответчике суперрегенеративного приемника. Однако
из-за недостатка времени работа над прибором была прекращена. Инженеры НИИИС КА
также создали аппаратуру опознавания и в середине 1941 г. получили
удовлетворительные результаты при испытании ее на самолетах.
Группа специалистов НИИ-9
после эвакуации на восток под руководством Г. В. Брауде разработала свои
приборы опознавания. Они прошли параллельные испытания с другими приборами, но
действовали недостаточно надежно.
После организации в 1942 г. по постановлению ГКО
нового радиозавода-института, производившего РЛС для ЗА, туда была переведена
группа сотрудников НИИ-9 во главе с инженером Н. Ф. Алексеевым и передана для
доработки аппаратуры прибора опознавания.
Независимо от разработок
приборов опознавания самолетов в НИИИС КА, ЛФТИ и в НИИ-9, Главное управление
связи КА в марте 1942 г.
заключило договор еще с одним из радиозаводов промышленности на разработку и
производство приборов опознавания. Договор предусматривал, что прибор должен
подавать в индикатор станции РУС-2 опознавательный сигнал в виде импульса,
видимый рядом с эхо-сигналом от самолета. Рабочий диапазон предусматривался
4—4,3 м. Вес прибора 3—3,5 кг, потребляемая им мощность от бортовой сети 50—100
Вт.
В середине 1942 г.
руководство разработками самолетных приборов опознавания взял на себя НИИ ВВС.
Им был заключен договор с радиозаводом-институтом НКЭП на прибор опознавания
«свой — чужой». Коллектив специалистов радиозавода, в который входил Н. Ф.
Алексеев, изучил все созданные до этого времени модели приборов опознавания и
создал прибор, в котором были учтены все достижения последних лет.
Проверка прибора «свой
— чужой» на истребителях Московской зоны ПВО дала положительные результаты, он
был принят на вооружение и с начала 1943 г. поставлен на серийное
производство. Тем самым потребности ВВС и ИА ПВО в приборах «свой — чужой» были
полностью удовлетворены.
На
следующую страницу К оглавлению