К оглавлению         На предыдущую страницу

Приборы опознавания принадлежности самолета («свой—чужой»)

После решения проблемы дальнего радиообнаружения и оснащения ПВО станциями РУС-2 перед Управлением связи КА возникла дополнительная задача: не только обнаруживать самолеты, но и определять их принадлежность (свой — чужой).

19 мая 1940 г. Управление КА заключило с ЛФТИ договор на модернизацию станции «Редут», имея при этом в виду попутное решение способа опознавания своих и вражеских самолетов.

Коллектив ЛФТИ разработал способ опознавания на основе применения регенеративного ответчика. Испытания на самолете были проведены успешно в канун Великой Отечественной войны, и разработчики получили авторское свидетельство. В связи с началом Отечественной войны и эвакуацией института ответчик был передан в НИИ-9, где под руководством инженеров Н. Ф. Алексеева и Д. Е. Малярова подготовлен к сдаче в производство.

Одновременно с работами Н. Ф. Алексеева в том же институте в инициативном порядке инженер Ю. К. Коровин (переведенный в 1939 г. в институт из ЦВИРЛ) создал отличный вариант опознавательного устройства. Его прибор отличался применением в ответчике суперрегенеративного приемника. Однако из-за недостатка времени работа над прибором была прекращена. Инженеры НИИИС КА также создали аппаратуру опознавания и в середине 1941 г. получили удовлетворительные результаты при испытании ее на самолетах.

Группа специалистов НИИ-9 после эвакуации на восток под руководством Г. В. Брауде разработала свои приборы опознавания. Они прошли параллельные испытания с другими приборами, но действовали недостаточно надежно.

После организации в 1942 г. по постановлению ГКО нового радиозавода-института, производившего РЛС для ЗА, туда была переведена группа сотрудников НИИ-9 во главе с инженером Н. Ф. Алексеевым и передана для доработки аппаратуры прибора опознавания.

Независимо от разработок приборов опознавания самолетов в НИИИС КА, ЛФТИ и в НИИ-9, Главное управление связи КА в марте 1942 г. заключило договор еще с одним из радиозаводов промышленности на разработку и производство приборов опознавания. Договор предусматривал, что прибор должен подавать в индикатор станции РУС-2 опознавательный сигнал в виде импульса, видимый рядом с эхо-сигналом от самолета. Рабочий диапазон предусматривался 4—4,3 м. Вес прибора 3—3,5 кг, потребляемая им мощность от бортовой сети 50—100 Вт.

В середине 1942 г. руководство разработками самолетных приборов опознавания взял на себя НИИ ВВС. Им был заключен договор с радиозаводом-институтом НКЭП на прибор опознавания «свой — чужой». Коллектив специалистов радиозавода, в который входил Н. Ф. Алексеев, изучил все созданные до этого времени модели приборов опознавания и создал прибор, в котором были учтены все достижения последних лет.

Проверка прибора «свой — чужой» на истребителях Московской зоны ПВО дала положительные результаты, он был принят на вооружение и с начала 1943 г. поставлен на серийное производство. Тем самым потребности ВВС и ИА ПВО в приборах «свой — чужой» были полностью удовлетворены.

На следующую страницу          К оглавлению