К оглавлению На предыдущую страницу
Военно-воздушные силы в предвоенный период не испытывали столь острой потребности в средствах радиообнаружения, как войска ПВО.
Бомбардировочная авиация в дневное время вела визуальное наблюдение наземных ориентиров для розыска объектов бомбометания. При ограниченной видимости земли бомбардировщики находили вражеские объекты (цели), применяя штурманские расчеты. Истребительная авиация также действовала преимущественно днем и в радиообнаружении не нуждалась. Ночью истребители должны были вести бой во взаимодействии с зенитными прожекторами и звукоулавливателями или же при лунном освещении. Поэтому к использованию радиолокационных средств ВВС пришли несколько позже, уже после того, как эта идея практически воплощалась в интересах ПВО.
Мысль о применении радиолокации
в истребительной авиации ВВС возникла у начальника группы отделов
Научно-испытательного института (НИИ) ВВС С. А. Данилина,
наблюдавшего в конце
Возможность разработки для истребителей средств радиообнаружения вражеских самолетов и ведение по ним с помощью этих средств прицельного огня в условиях ночного боя была обстоятельно проанализирована в НИИ ВВС. Инженеры института выдвинули даже идею установить РЛС типа «Редут» на самолете.
В совещании по этому
вопросу в середине
Участники совещания решили, что создание самолетной станции не только необходимо, но и возможно. Однако возник вопрос, в каком частотном диапазоне следует разрабатывать станцию, так как от этого во многом зависел успех ее создания. Часть инженеров во главе с А. Б. Слепушкиным стояли за использование сантиметровых волн, что позволило бы получить аппаратуру меньших габаритов и веса и с большей точностью прицеливания. Для будущей станции А. Б. Слепушкин предложил применить клистроны, изготовляемые в НИИ-9 и отдававшие 18—20 Вт на волнах 15—16 см в режиме непрерывного генерирования. Другая часть специалистов отстаивала метровый диапазон как уже освоенный промышленностью и потому менее трудный не только при разработке станции, но и в ее серийном производстве. Верх взяла первая точка зрения, и ведущим инженером разработки стал А. Б. Слепушкин.
Не менее сложным был
вопрос о размещении аппаратуры на самолете. По грубому расчету вес комплекта
аппаратуры тех лет с источниками питания и монтажными проводами должен был
составлять около
С. А. Данилин (см. с. 275).
Г. А. Угер (см. с. 276).
Предложение П. С. Супруна было принято, и НИИ ВВС сформулировал исходные тактико-технические требования к разработке бортовой станции: дальность обнаружения самолета 4—5 км, зона обнаружения по горизонту 120°, по вертикали 45°, диапазон волн сантиметровый.
В начале
Поэтому создание самолетной станции пришлось переключить на метровые волны. Разработку возглавил инженер А. А. Фин, но, назначенный вскоре главным инженером НИИ, он передал руководство разработкой инженеру В. В. Тихомирову, ранее участвовавшему в создании станции РУС-2с. Новый вариант назвали «Гнейс-2», в работе над ним участвовали ведущие инженеры А. Р. Вольперт, Р. С. Буданов и др. А. Б. Слепушкин разработал удобную для летчиков конструкцию индикатора-визира с электронно-лучевой трубкой, выполненного Р. С. Будановым.
Эвакуация института и радиозаводов Ленинграда и Москвы на восток создала большие трудности в завершении разработки и организации производства самолетной станции «Гнейс-2». Для ускорения образец станции выполнялся по эскизным наброскам основных ее блоков и по общей принципиальной схеме. Эти трудности возросли еще более при сопряжении работы излучающего и приемного устройств на одну антенну. Без преувеличения можно утверждать, что за годы войны НИИ не выполнял более сложной и трудной разработки, потребовавшей огромных творческих усилий и стремления создателей к успешному завершению ее, чтобы содействовать Родине в борьбе с врагом.
Все же в июне
Следующие полеты
показали, что станция имеет такую большую «мертвую» зону обзора, что
обнаружение самолета и стрельба по нему практически невозможна. Потребовалась
новая напряженная изыскательская доработка схемы прибора и его конструкции.
Труд коллектива не пропал даром: было найдено приемлемое схемное решение,
которое значительно сократило «мертвую» зону. Очередное испытание показало, что
«Гнейс-2» может обнаружить самолет и наблюдать за ним до сближения на
расстоянии
В июле
2 августа
Следует отметить глубокое понимание коллектива института и его партийных органов важности создания самолетной станции. Трудовой энтузиазм инженеров и рабочих позволил в те дни, не ожидая окончания государственных испытаний, изготовить серию в 15 комплектов этих станций.
Станциями первой опытной
партии были оборудованы самолеты Пе-2. Часть этих бомбардировщиков в декабре
Постановлением ГКО от
16 июня
Создание станции «Гнейс-2» и организация ее серийного выпуска была большой творческой производственной удачей и победой коллектива НИИ радиопромышленности. За ее разработку группа инженеров института (В. В. Тихомиров, Р. С. Буданов А. Р. Вольперт и др.) была отмечена Государственной премией.
В. В. Тихомиров.
А. Р. Вольперт.
Представляет интерес
отзыв акад. Б. А. Введенского, сотрудничавшего с НИИ
радиопромышленности после смерти М. А. Бонч-Бруевича (март
«... Проведенная при создании этого прибора исследовательская работа заслуживает весьма высокой оценки. Действительно, создание и конструирование радиолокаторов, могущих быть установленными на самолете, является наиболее трудным среди задач конструирования радиолокационной аппаратуры. Это определяется не только необходимостью уложить аппаратуру в минимальные веса и габариты, что само по себе достаточно трудно, но, пожалуй, в еще большей степени необходимостью создания антенн, эффективных, несмотря на искажающее действие плоскостей, фюзеляжа, пропеллера и т. п., и в то же время не вносящих аэродинамических осложнений. Кроме того, в данном приборе обращает па себя внимание оригинальная конструкция кругового отметчика, позволяющего с помощью единственной осциллографической трубки с предельной наглядностью определять все интересующие оператора данные: дальность до цели и ее положение относительно самолета (вправо — влево, вверх — вниз).
Эта задача, равно как и задача конструирования приемника и передатчика, разрешена блестяще. Нельзя не отметить также простоты монтажа данного прибора на самолете, при конструировании которых возможность применения подобного прибора естественно, вовсе не учитывались».
* * *
Параллельно с разработкой
станции «Гнейс-2» в НИИ радиопромышленности в одном из конструкторских бюро
велась другая разработка под руководством В. В. Мигулина и инженера П. Н.
Куксенко. К концу
По основным
тактико-техническим характеристикам станция ПНБ была аналогична станции
«Гнейс-2», а по некоторым показателям даже превосходила последнюю. Но ее
освоение в производстве из-за недостатка комплектующих изделий (в первую
очередь радиоламп на волну
Для повышения эффективности огня бортового оружия самолета-истребителя НИИ ВВС поручил другому НИИ радиопромышленности разработать самолетный радиодальномер, работающий на принципе непрерывного излучения. Однако образец этого дальномера показал неудовлетворительные результаты и не был принят НИИ ВВС.
* * *
Закончив создание станции
«Гнейс-2» и организацию ее серийного выпуска, НИИ радиопромышленности продолжил
совершенствование станции и по заданию НИИ ВВС предъявил к испытаниям в
При разработке этой станции НИИ провел новые исследования и проверку аппаратуры на лабораторных стендах. Эти исследования предусматривали применение более совершенных, освоенных к тому времени промышленностью генераторных ламп, максимальное упрощение схемы модулятора, повышение надежности всего блока передатчика, улучшение конструкции приемника и повышение общей надежности РЛС. Для станции был разработан новый прибор — индикатор пилота, позволявший летчику самостоятельно наблюдать движение цели на его экране и по своему усмотрению выводить самолет-истребитель в атаку.
«Гнейс-5» прошла государственные
испытания и показала дальность обнаружения
Разработку станции выполнил коллектив НИИ под руководством В. В. Тихомирова при участии Ю. К. Аделя, Р. С. Буданова, И. И. Вольмана, А. П. Земнорея и др.
На следующую страницу К оглавлению