К оглавлению         На предыдущую страницу

Корабельные станции обнаружения серии «Гюйс» и артиллерийские «Юпитер», «Марс» и «Вымпел»

В 1943 г. по заданию ВМФ НИИ радиопромышленности начал разработку новой корабельной станции обнаружения воздушных и надводных целей «Гюйс». Это не было модернизацией станции «Редут-К», а созданием принципиально другой станции, работавшей на волне 1,5 м (вместо 4 м у «Редут-К»).

В марте 1944 г. под руководством офицера флота, инженера С. П. Чернакова образец станции был смонтирован на эсминце «Громкий» Северного флота и проходил испытания в боевой обстановке на Баренцовом море. В установке станции и ее испытаниях принимали участие офицеры корабля, инженер флота К. В. Голев и инженеры НИИ радиопромышленности Б. П. Лебедев и В. В. Самарин, имевшие опыт работы на станции «Редут-К».

Испытания и дальнейшая эксплуатация станции «Гюйс» подтвердили установленные для нее тактико-технические требования, а из-за отличных качеств станция послужила прототипом для создания серии последующих корабельных РЛС военного периода под названиями «Гюйс-1», «Гюйс-1М», «Гюйс-1М4», «Гюйс-МБ», и «Гюйс-2» для оснащения боевых кораблей различных классов.

В октябре — декабре 1944 г. состоялись корабельные испытания станции «Гюйс-1» (руководители испытаний С. П. Чернаков и К. В. Голев). Станция работала на волне 1,4—1,5 м с мощностью излучения 60—80 кВт. Скорость вращения антенны составляла 3—5,5 об/мин. Испытания этой модели показали: дальность обнаружения линкора 80 каб., крейсера 70 каб., эсминца 50 каб. и тральщика 40 каб., ошибка определения координат: азимута 1,5—2°; дистанции 0,5—7,5 каб.

По результатам испытаний командование ВМФ заказало промышленности серию РЛС «Гюйс-1».

В процессе разработки следующей разновидности корабельной РЛС «Гюйс-1М» была осуществлена идея введения в осциллографический индикатор «строб-сигнала» и системы строго линейной развертки электронного луча. Эти нововведения значительно повышали точность отсчета дистанции до цели и эффективность артиллерийского огня.

Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей.

Государственные испытания РЛС «Гюйс-1М» на эскадренном тральщике «Полухин» Балтийского флота, проведенные с 1 по 20 октября 1944 г. показали соответствие заданным требованиям, высокую надежность и удобства в эксплуатации. В этом же году НИИ изготовил опытную партию РЛС «Гюйс-1М» для кораблей Северного и Тихоокеанского флотов. Приказом Наркома ВМФ станция «Гюйс-1М» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.

В последней модификации этой РЛС «Гюйс-МБ» НИИ радиопромышленности ввел дистанционную систему управления поиском цели и ее пеленгования из рубки радиометриста с помощью электропривода и установил в ходовой рубке выносной индикатор, позволявший командиру корабля самому наблюдать и оценивать надводную обстановку и давать радиометристам указания о слежении за избранной им целью.

Вся аппаратура РЛС и ее компоновка позволяли обслуживать станцию одним радиометристом. По своим тактико-техническим параметрам эта РЛС превосходила английскую станцию аналогичного тактического применения.

В начале 1945 г. на эсминце «Огневой» проходила флотские испытания на Черном море заключительная модификация корабельной РЛС военного периода «Гюйс-2», воплотившая в себе весь опыт НИИ радиопромышленности по созданию станций этого типа. РЛС выдержала испытания и была принята на вооружение кораблей.

Выполняя разработки корабельных РЛС, НИИ радиопромышленности провел ряд важных исследований и экспериментов, позволивших улучшить их тактико-технические характеристики по таким важным показателям, как:

— увеличение дальности обнаружения и четкости изображения сигналов;

— повышение стабильности функционирования аппаратуры;

— максимальное упрощение схем и конструкций для обеспечения удобств обслуживания радиометристам и улучшения эксплуатации;

— уменьшение потребляемой мощности, габаритов и весов.

В разработках корабельных РЛС типа «Гюйс» принимали участие К. В. Голев, Б. П. Лебедев, П. В. Подгорнов, В. В. Самарин и др.

Кроме корабельных РЛС обнаружения надводных и воздушных целей НИИ радиопромышленности со второй половины 1943 г. начал вести разработки корабельных СОН (станций орудийной наводки) для стрельбы по кораблям и самолетам противника. В 1944 г. институт создал несколько таких СОН для крейсеров (РЛС «Юпитер» и «Марс») и эсминцев (РЛС «Марс-2» и «Вымпел-2»). Все они успешно прошли флотские испытания и были приняты на вооружение.

В результате напряженного творческого и производительного труда и оправдавшей себя практики разработки и создания РЛС унифицированного типа НИИ не только осуществил создание различных опытных образцов РЛС, но и оснастил подобными типами станций большое количество кораблей Северного, Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. До конца войны институт разработал и поставил ВМФ 13 РЛС разного типа.

Большая роль в установке РЛС на кораблях, в организации их испытаний и внедрения в эксплуатацию принадлежала группе офицеров флота: А. Л. Генкину, С. П. Чернакову, К. В. Голеву, А. А. Никитину, A. Г. Приймаку, И. К. Сапожникову, В. А. Кравцову, B. Ю. Ралль, В. В. Осипову, Г. Г. Голако, Н. II. Норману и В. Л. Абрамову.

За участие в боевых операциях торпедных катеров Северного флота и умелое использование РЛС в этих операциях офицер флота А. Г. Приймак был награжден орденом «Красного Знамени».

* * *

Учитывая огромное значение радиолокационной техники в практике военных операций на Северном и Черноморском флоте, накопленной в период 1941 —1943 гг., Народный комиссар ВМФ Н. Г. Кузнецов приказом от 7 июля 1943 г. создал в центральном аппарате Наркомата Отдел спецприборов и назначил его начальником С. Н. Архипова, отозвав его с поста начальника связи и службы радиолокации Северного флота. С этого времени и до конца 1958 г. С. Н. Архипов возглавлял центральные органы ВМФ, ведавшие развитием и оснащением флота и береговой обороны всеми видами РЛС. Его заместителем и последующим преемником в ВМФ стал А. Л. Генкин.

 

С. Н Архипов (см. с. 274).

А. Л. Генкин (см. с. 274).

 На следующую страницу          К оглавлению