К оглавлению         На предыдущую страницу

Начало исследований для создания станции дальнего обнаружения

В сентябре 1934 г. УПВО РККА обратилось к акад. А. Ф. Иоффе с предложением развернуть в ЛФТИ исследования по радиообнаружению и изложить свои соображения по тематике этих исследований. В конце октября А. Ф. Иоффе предложил включить в план 1935 г. следующие проблемы1:

— радиопеленгацию самолетов в пределах 2—3° на дециметровых или ультракоротких волнах;

— ориентированный прием УКВ в целях направления воздушной мины2 или истребительной артиллерии на самолете3 (прообраз самолетной станции перехвата и прицеливания);

— создание автоматической установки направления мины, самолета и артиллерийского снаряда с помощью акустического приемника;

— автопеленгацию самолета «светом с тепловыми лучами4».

1 Дословный перечень тем А. Ф. Иоффе.

2 Под термином «мины» А. Ф. Иоффе подразумевал ракеты класса «воздух — воздух».

3 Пушечное оружие на самолете-истребителе.

4 Аппаратура обнаружения и пеленгации самолета противника по его тепловой (ИК) радиации.

 

Выдвигая эти проблемы, А. Ф. Иоффе оговаривался, что ввиду их новизны гарантировать успешный результат работ невозможно.

Для руководства исследованиями намечалось привлечь в ЛФТИ профессоров Д. А. Рожанского, Н. Н. Циклинского, Н. Н. Андреева и А. А. Лебедева.

УПВО РККА после совместного обсуждения включило в феврале 1935 г. в план следующие работы:

1. Определение предельной дальности возможного обнаружения самолета на данной высоте на основе теоретических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также исследование возможности определения числа и типов самолетов по силе принимаемого сигнала; какова должна быть система и мощность передающего устройства и система приемных устройств на различных волнах.

2. Пеленгация на УКВ для определения направления на самолет, расстояний до него и его скорости.

Результаты исследований должны были дать ответ па следующие вопросы:

— На каких расстояниях и с какой точностью можно определять координаты самолета?

— Можно ли измерять скорость и азимут самолета на больших расстояниях (200—300 км)?

— Какова должна быть система приемников для пеленгации самолетов на больших расстояниях?

Этот план работ вошел в протокол от 15 февраля 1935 г., подписанный А. Ф. Иоффе и П. К. Ощепковым, а 19 марта Управление ПВО РККА и ЛФТИ заключили договор [13].

Расчеты и исследования по плану и договору вела лаборатория проф. Д. А. Рожанского на протяжении всего 1935 г. и первого квартала 1936 г.

Для экспериментального изучения рассеяния электромагнитных волн от самолета в первой половине 1935 г. была создана следующая аппаратура: приемник супергетеродинного типа с полосой пропускания 2 МГц; излучатель стандартных сигналов на волнах 3,2—4,7 м (мог работать и на модулированных колебаниях) и оконечный каскад приемника — ламповый вольтметр со стрелочным индикатором.

При исследованиях использовался передатчик КБ УПВО, установленный на крыше ЛФТИ. Эта радиоаппаратура позволяла наблюдать рассеяния отражений от самолета на расстоянии до 10 км. В процессе исследований супергетеродинный приемник был дополнен аппаратурой с суженой до 200 кГц полосой и пеленгаторной антенной для защиты от прямого воздействия излучения передатчика и проверки возможности пеленгации самолета с точностью до 0,25°.

Д. А. Рожанский (см. с. 271).

Ю. Б. Кобзарев (см. с. 272).

В отчете проф. Д. А. Рожанского и научного сотрудника Ю. Б. Кобзарева о работе лаборатории за вторую половину 1935 г. были приведены технические данные установки для измерения рассеяния самолетом электромагнитной энергии, дан анализ достоинств и недостатков импульсного и непрерывного методов генерирования и отмечено, что на волне порядка 3 м можно получить импульсы длительностью 1—2 мкс. В этом же отчёте рассматривались вопросы синхронизации импульсного передатчика с индикатором, приведены схемы индикатора, а также схема и характеристики широкополосного приемника импульсных сигналов на УКВ.

Таким образом, разработка и освоение импульсной техники на УКВ, приведшие к созданию радиолокационных станций дальнего обнаружения, в Советском Союзе начались в марте 1935 г.

В период с октября 1935 г. по апрель 1936 г. ЛФТИ выполнил экспериментальные исследования по определению отражения электромагнитных волн от самолетов при непрерывном их облучении радиоволнами длиной 4 м. Эти исследования показали, что уже в 1935—1936 гг. можно было создать импульсный генератор, мощность которого была бы достаточна для обнаружения самолета на расстоянии до 100 км. Впоследствии расчеты ЛФТИ полностью подтвердились разработками и испытаниями экспериментальных установок. Для дальнейшего развития техники радиообнаружения, по мнению коллектива ЛФТИ, было необходимо:

1) создать установку радиообнаружения самолетов с дальностью действия 100 км при определении их скорости и направления полета;

2) разработать метод применения мощных кратковременных импульсов для тех же целей;

3) применить дециметровые волны для пеленгации самолетов на близких расстояниях как с земли, так и в воздухе и автоматически наводить истребители или воздушные мины на неприятельские самолеты.

После смерти проф. Д. А. Рожанского в сентябре 1936 г. руководить исследованиями и разработками стал научный сотрудник ЛФТИ Ю. Б. Кобзарев.

* * *

Выполнив задание Управления ПВО по договору от 19 марта 1935 г. ЛФТИ в середине 1936 г. получил новое задание: разработать приемную и индикаторную аппаратуру для опытов по импульсному методу обнаружения самолетов. Изготовленная ЛФТИ аппаратура должна была сопрягаться с генераторной частью системы радиообнаружения «Модель», разрабатывавшейся силами Опытного сектора УПВО. Для этого КБ УПВО организовало в Ленинграде вакуумную лабораторию во главе с инженером В. В. Цимбалиным, перешедшим сюда из ЛЭФИ.

Еще в ЛЭФИ, по предложению П. К. Ощепкова, В. В. Цимбалин провел ориентировочный расчет искрового импульсного УКВ генератора. Впоследствии оказалось, что применять такой генератор для радиообнаружения нецелесообразно. Результаты расчета указывали на преимущества применения специальных импульсных ламп, могущих генерировать нужные уровни мощности. Идея использования таких ламп была не новой. Еще в 1932—1933 гг. для определения высоты слоя Хевисайда М. А. Бонч-Бруевич применял разработанную им генераторную лампу Г-100 мощностью 100 Вт как генератор ВЧ импульсов, лампа работала в прерывистом режиме при напряжении на аноде 10 кВ вместо 1500 В (по паспорту лампы).

С заказом разработать импульсную генераторную лампу КБ УПВО одновременно обратилось на завод «Светлана» и в ВЭИ. Однако как ВЭИ, так и «Светлана» отказались выполнить заказ, и КБ УПВО пришлось создавать такую лампу в своей вакуумной лаборатории. При консультации профессоров Н. Н. Циклинского и Д. А. Рожанского В. В. Цимбалин сконструировал лампу ИГ-7 на волну 3,5—5 м с анодным напряжением до 10 кВ и мощностью до 50 кВт (при работе генератора по двухтактной схеме). Комиссия (Д. А. Рожанский, Н. Н. Циклинский, С. А. Векшинский, П. К. Ощепков и др.) провела всесторонние испытания лампы ИГ-7 и одобрила передачу ее в производство как основной тип генераторной лампы в станциях радиообнаружения.

Разработка лампы ИГ-7 была важной вехой в развитии техники дальнего радиообнаружения. Лампа ИГ-7 стала прототипом последующих конструкций импульсных ламп ИГ-8 и др., выпускавшихся нашей промышленностью в годы Отечественной войны для станций «Редут» (РУС-2) и «Пегматит» (РУС-2с) 1.

1 Для обеспечения бесперебойной войсковой эксплуатации станций РУС-2 и РУС-2с во время Отечественной войны на Электрозаводе под руководством гл. инженера (ныне профессора МЭИ) Р. А. Нилендера был организован ремонт (восстановление) ламп ИГ-8.

 

Одновременно с разработкой лампы ИГ-7 КБ УПВО изучало возможность генерации импульсов на существовавших в то время типовых трехэлектродных лампах ГК-300, ГУ-150, ГУ-500 и ГК-3000, но от использования их в аппаратуре радиообнаружения отказалось.

До 1937 г. В. В. Цимбалин занимался доработкой импульсных генераторов, уделяя при этом основное внимание вопросам стабилизации частоты повторения и синхронизации импульсов с задающим генератором.

  На следующую страницу          К оглавлению