К оглавлению         На предыдущую страницу

Радиоискатели Б-2 и Б-3

Политическая обстановка в Европе и Азии в 40-х годах вызывала большую озабоченность командования центральных управлений Наркомата обороны. С большим вниманием в то время следили за работами по радиообнаружению военный комиссар ГАУ Г. К. Савченко и председатель Арткома В. Д. Грендаль.

В 1938 г. ученым и инженерам НИИ-9 предстояло завершить решение кардинальных задач для ЗА: повысить надежность обнаружения и сопровождения самолетов, увеличить точность определения угловых координат. Инженеры часто собирались у М. А. Бонч-Бруевича, известного своими новаторскими идеями и изобретениями в радиотехнике, чтобы обсудить совместно нерешенные проблемы радиообнаружения.

В сложившейся обстановке нельзя было не вспомнить о многолучевой системе «Прожзвук-М» с ее световым веером и оригинальным методом наведения лучей прожектора, обеспечивавшим почти 100%-ную надежность поимки и освещения самолета.

После ознакомления ученых и инженеров с принципом действия и работой системы и результатами ее испытаний, проводившихся на том же полигоне, где позднее испытывался и радиоискатель «Буря», М. А. Бонч-Бруевич высказал мнение о возможности использования идеи светового веера системы «Прожзвук» в радиоискателе, если создать антенны с плоскими (веерообразными) диаграммами направленности. Рассказав, как это можно осуществить М. А. Бонч-Бруевич подчеркнул, что антенны с плоскими диаграммами направленности способны одновременно решать две основные задачи: увеличение надежности обнаружения и поиска самолетов и повышение точности определения координат.

Предложение М. А. Бонч-Бруевича было принято, как наиболее радикальное, вполне обоснованное и реальное. Плоские (веерообразные) диаграммы направленности РЛС получили самое широкое распространение не только у нас, но и за рубежом. Применением плоских диаграмм направленности надежно решался не только вопрос поиска и обнаружения самолетов с малыми скоростями полета, они оставались перспективными и в последующем, когда появились скоростные (сверхзвуковые) самолеты.

* * *

После упомянутой выше научно-технической конференции по радиообнаружению ГАУ внесло в Комитет Обороны при СНК СССР предложение обязать Наркомат оборонной промышленности и НИИ-9 изготовить три опытных образца зенитных установок. Комитет Обороны издал распоряжение, на основании которого НИИ-9 в конце 1939 г. изготовил три зенитных радиоискателя, из которых один получил название Б-2 (ведущий инженер Е. А. Селин), а два других — Б-3 (ведущий инженер П. П. Кузнецов).

Радиоискатель Б-2 имел параболические антенны с конусной диаграммой направленности шириной 5—6°. Для поиска самолета использовалась коническая развертка в пределах сектора 40—50° по азимуту и углу места. Облучая воздушное пространство последовательно сектор за сектором, радиоискатель обнаруживал самолет, после чего переходил на сопровождение, определяя угловые координаты по методу равносигнальных зон.

Зенитный радиоискатель Б-2 (вид сзади).

Два радиоискателя Б-3 образовывали комплекс, в котором одна установка (азимутальная) осуществляла поиск цели по горизонту, а другая — по вертикали и определяла координаты угла места цели. Обе установки имели антенны с плоскими (веерообразными) диаграммами направленности с углом раствора 35—40° в одной плоскости и 2—3° в другой.

В структурном и радиотехническом отношении обе установки были идентичны и отличались внешне лишь тем, что антенна азимутальной установки была горизонтальной, а угла места — вертикальной. Координаты цели определялись по максимуму слышимости отраженного сигнала.

Е. А. Селин.

Поиск самолета осуществлялся вначале круговым вращением антенны азимутальной установки до тех пор, пока в телефонах-индикаторах не возникал характерный вибрирующий звук — следствие интерференции прямого и отраженного сигналов. После этого оператор переходил на сопровождение, вращая антенны с такой скоростью, чтобы непрерывно поддерживать максимальную слышимость. Такое сопровождение цели было несложным благодаря достаточно острой направленности излучения и приема.

После обнаружения самолета азимутальной установкой угломестная установка поворачивалась в сторону азимутальной и качанием антенны верх — вниз (по углу места) обнаруживала цель, а затем также переходила в режим сопровождения. Угловые координаты цели непрерывно поступали на прожекторную установку и в ПУАЗО посредством электрической синхронной передачи.

Во всех трех радиоискателях генератор работал на волне 15 см с мощностью 12 Вт. Все три образца прошли полигонные испытания с тем, чтобы выяснить тактикотехнические свойства установок и преимущества их по сравнению с звукоулавливателями: определить возможность их применения для стрельбы ЗА по невидимым целям; решить возможность принятия их на вооружение; дать рекомендации для дальнейшего совершенствования таких радиоустановок.

 

Зенитный радиоискатель Б-3 (установке для определения угла места, вид со стороны излучателя).

Обе группы инженеров и техников НИИ-9, проводивших испытания, возглавлял А. Г. Громов.

Результаты полигонных испытаний показали, что:

1. Радиоискателн Б-2 и Б-3 при поиске как одиночных самолетов-разведчиков и бомбардировщиков, так и звена разведчиков на высоте 1000—5000 м дают точность обнаружения (в делениях шкалы угломера) по азимуту от 16 до 20, по углу места от 10 до 12, т. е. в 1,5—3 раза выше точности звукоулавливателя (32—36).

2. Ветер при скорости до 11 м/с практически не влияет на точность работы радиоустановок. Противозенитные маневры самолета типа СБ (изменение высоты, скорости и курса) незначительно увеличивают ошибки в определении азимута и не вызывают ошибок по углу места.

3. Дальность действия радиоискателей значительно превосходит дальность звукоулавливателей и составляет для Б-2 от 14 до 20 км и для Б-3 от 12,5 до 17,5 км (у звукоулавливателей около 10 км).

4. Недостаток установок Б-2 и Б-3 — их малая надежность обнаружения и сопровождения на высотах более 4000 м. Несколько лучше действует система Б-2, хотя по принципу устройства можно было ожидать лучших результатов от Б-3.

5. Несмотря на лучшие результаты по сравнению со звукоулавливателем как в отношении точности, дальности действия, так и малой чувствительности к внешним воздействиям (ветер), эти радиоустановки могут быть рекомендованы на вооружение только после повышения надежности поиска и сопровождения на высотах более 4000 м.

6. НИИ-9 необходимо срочно доработать опытные образцы и провести их дополнительные испытания, чтобы выяснить надежность поиска и сопровождения.

 

П. П. Кузнецов.

Анализируя результаты сравнительных испытаний радиоискателей Б-2 и Б-3 ГАУ НКО тщательно изучило причины малой надежности обнаружения и сопровождения самолетов, как одного из серьезнейших недостатков этих образцов. Несмотря на то, что применение плоских (веерных) диаграмм направленности в радиоискателе Б-3 должно было обеспечить более высокую точность пеленга и надежность поиска целей, испытания этого не подтвердили. Более того, по успешности обнаружения Б-2 (с конусной диаграммой направленности) оказался даже несколько лучше Б-3.

Вопреки обоснованным расчетам здесь теория явно разошлась с практикой. Комиссия, проводившая полигонные испытания, не вскрыла причин непредвиденного несоответствия и, чтобы не допустить его повторения в последующих разработках радиоискателей, надо было основательно этот вопрос изучить.

С получением отчета полигонных испытаний в ГАУ и НИИ-9 инженеры ГАУ совместно с разработчиками Б-2 и Б-3, главным инженером института Н. И. Огановым (заменившим научного руководителя М. А. Бонч-Бруевича после его кончины в марте 1940 г.), профессорами Б. А. Введенским и А. Е. Сузантом, научным сотрудником М. Л. Слиозбергом и ведущими инженерами по антенным устройствам А. 3. Фрадиным, В. Н. Мудрогиным и Е. Н. Майзельсом, изучив материалы отчета и техническое состояние вернувшихся в НИИ-9 радиоискателей Б-2 и Б-3, пришли к следующему выводу. Руководителю работ по созданию радиоискателя Б-2 Е. А. Селину удалось скрупулезно, с ювелирной тонкостью отрегулировать установку и добиться устойчивого, относительно «бесшумного» режима ее работы. Руководителю разработки радиоискателя Б-3 П. П. Кузнецову такой степени отлаженной аппаратуры добиться не удалось, и не устраненные в необходимой мере шумы в приемных устройствах снизили ее чувствительность и тем ухудшили тактико-технические возможности радиоискателя. Объяснялось это не меньшими знаниями и способностями руководителя работ по установке Б-3, а, главным образом, тем, что, работая на двух одинаковых установках радиоискателя (азимутальной и вертикальной, вместо одной у Б-2), он не рассчитал физических возможностей своего коллектива и не смог параллельно (и одновременно) с отладкой Е. А. Селиным аппаратуры Б-2 добиться такой же тщательной настройки аппаратуры Б-3. Это и явилось причиной утраты преимуществ плоской (веерной) диаграммы направленности антенн Б-3 перед конусной диаграммой направленности у Б-2.

В предвидении ближайшего завершения исследований и разработок в НИИ-9 в марте 1939 г. ГАУ представило в Комитет Обороны при СНК СССР проект постановления о подготовке промышленного производства радиоискателей для ЗА [26]. По проекту оборонная промышленность должна была выделить завод и обеспечить его силами выпуск опытного образца к 1 апреля 1941 г.

На следующую страницу          К оглавлению