К оглавлению На предыдущую страницу
Политическая обстановка в Европе и Азии в 40-х годах вызывала большую озабоченность командования центральных управлений Наркомата обороны. С большим вниманием в то время следили за работами по радиообнаружению военный комиссар ГАУ Г. К. Савченко и председатель Арткома В. Д. Грендаль.
В
В сложившейся обстановке нельзя было не вспомнить о многолучевой системе «Прожзвук-М» с ее световым веером и оригинальным методом наведения лучей прожектора, обеспечивавшим почти 100%-ную надежность поимки и освещения самолета.
После ознакомления ученых и инженеров с принципом действия и работой системы и результатами ее испытаний, проводившихся на том же полигоне, где позднее испытывался и радиоискатель «Буря», М. А. Бонч-Бруевич высказал мнение о возможности использования идеи светового веера системы «Прожзвук» в радиоискателе, если создать антенны с плоскими (веерообразными) диаграммами направленности. Рассказав, как это можно осуществить М. А. Бонч-Бруевич подчеркнул, что антенны с плоскими диаграммами направленности способны одновременно решать две основные задачи: увеличение надежности обнаружения и поиска самолетов и повышение точности определения координат.
Предложение М. А. Бонч-Бруевича было принято, как наиболее радикальное, вполне обоснованное и реальное. Плоские (веерообразные) диаграммы направленности РЛС получили самое широкое распространение не только у нас, но и за рубежом. Применением плоских диаграмм направленности надежно решался не только вопрос поиска и обнаружения самолетов с малыми скоростями полета, они оставались перспективными и в последующем, когда появились скоростные (сверхзвуковые) самолеты.
* * *
После упомянутой выше
научно-технической конференции по радиообнаружению ГАУ внесло в Комитет Обороны
при СНК СССР предложение обязать Наркомат оборонной промышленности и НИИ-9
изготовить три опытных образца зенитных установок. Комитет Обороны издал
распоряжение, на основании которого НИИ-9 в конце
Радиоискатель Б-2 имел параболические антенны с конусной диаграммой направленности шириной 5—6°. Для поиска самолета использовалась коническая развертка в пределах сектора 40—50° по азимуту и углу места. Облучая воздушное пространство последовательно сектор за сектором, радиоискатель обнаруживал самолет, после чего переходил на сопровождение, определяя угловые координаты по методу равносигнальных зон.
Зенитный радиоискатель Б-2 (вид сзади).
Два радиоискателя Б-3 образовывали комплекс, в котором одна установка (азимутальная) осуществляла поиск цели по горизонту, а другая — по вертикали и определяла координаты угла места цели. Обе установки имели антенны с плоскими (веерообразными) диаграммами направленности с углом раствора 35—40° в одной плоскости и 2—3° в другой.
В структурном и радиотехническом отношении обе установки были идентичны и отличались внешне лишь тем, что антенна азимутальной установки была горизонтальной, а угла места — вертикальной. Координаты цели определялись по максимуму слышимости отраженного сигнала.
Е. А. Селин.
Поиск самолета осуществлялся вначале круговым вращением антенны азимутальной установки до тех пор, пока в телефонах-индикаторах не возникал характерный вибрирующий звук — следствие интерференции прямого и отраженного сигналов. После этого оператор переходил на сопровождение, вращая антенны с такой скоростью, чтобы непрерывно поддерживать максимальную слышимость. Такое сопровождение цели было несложным благодаря достаточно острой направленности излучения и приема.
После обнаружения самолета азимутальной установкой угломестная установка поворачивалась в сторону азимутальной и качанием антенны верх — вниз (по углу места) обнаруживала цель, а затем также переходила в режим сопровождения. Угловые координаты цели непрерывно поступали на прожекторную установку и в ПУАЗО посредством электрической синхронной передачи.
Во всех трех
радиоискателях генератор работал на волне
Зенитный радиоискатель Б-3 (установке для определения угла места, вид со стороны излучателя).
Обе группы инженеров и техников НИИ-9, проводивших испытания, возглавлял А. Г. Громов.
Результаты полигонных испытаний показали, что:
1. Радиоискателн Б-2 и Б-3 при поиске как одиночных самолетов-разведчиков и бомбардировщиков, так и звена разведчиков на высоте 1000—5000 м дают точность обнаружения (в делениях шкалы угломера) по азимуту от 16 до 20, по углу места от 10 до 12, т. е. в 1,5—3 раза выше точности звукоулавливателя (32—36).
2. Ветер при скорости до 11 м/с практически не влияет на точность работы радиоустановок. Противозенитные маневры самолета типа СБ (изменение высоты, скорости и курса) незначительно увеличивают ошибки в определении азимута и не вызывают ошибок по углу места.
3. Дальность действия
радиоискателей значительно превосходит дальность звукоулавливателей и
составляет для Б-2 от 14 до
4. Недостаток установок
Б-2 и Б-3 — их малая надежность обнаружения и сопровождения на высотах более
5. Несмотря на лучшие
результаты по сравнению со звукоулавливателем как в отношении точности,
дальности действия, так и малой чувствительности к внешним воздействиям
(ветер), эти радиоустановки могут быть рекомендованы на вооружение только после
повышения надежности поиска и сопровождения на высотах более
6. НИИ-9 необходимо срочно доработать опытные образцы и провести их дополнительные испытания, чтобы выяснить надежность поиска и сопровождения.
П. П. Кузнецов.
Анализируя результаты сравнительных испытаний радиоискателей Б-2 и Б-3 ГАУ НКО тщательно изучило причины малой надежности обнаружения и сопровождения самолетов, как одного из серьезнейших недостатков этих образцов. Несмотря на то, что применение плоских (веерных) диаграмм направленности в радиоискателе Б-3 должно было обеспечить более высокую точность пеленга и надежность поиска целей, испытания этого не подтвердили. Более того, по успешности обнаружения Б-2 (с конусной диаграммой направленности) оказался даже несколько лучше Б-3.
Вопреки обоснованным расчетам здесь теория явно разошлась с практикой. Комиссия, проводившая полигонные испытания, не вскрыла причин непредвиденного несоответствия и, чтобы не допустить его повторения в последующих разработках радиоискателей, надо было основательно этот вопрос изучить.
С получением отчета
полигонных испытаний в ГАУ и НИИ-9 инженеры ГАУ совместно с разработчиками Б-2
и Б-3, главным инженером института Н. И. Огановым (заменившим
научного руководителя М. А. Бонч-Бруевича после его кончины в марте
В предвидении ближайшего
завершения исследований и разработок в НИИ-9 в марте
На следующую страницу К оглавлению