К оглавлению         К предыдущей странице

Высотные приставки к станциям РУС-2 и РУС-2с

Боевое применение РУС-2 и РУС-2с в ходе войны оказалось столь эффективным, что растущая потребность в них войск ПВО, ВВС и ВМФ потребовала срочного налаживания крупносерийного производства таких станций на ряде заводов. Эти станции определяли только две координаты: наклонную дальность и азимут. Вставала задача надежно решить и создать дополнительную к РЛС РУС-2 и РУС-2с аппаратуру, которая определяла бы третью координату самолета. Эта задача была столь неотложной, что по заданию НИИИС КА ее решением занимались одновременно радиозавод, НИИ радиопромышленности и ЛФТИ.

На радиозаводе высотная приставка (так эта аппаратура стала называться) была разработана инженером Е. А. Селиным (бывшим сотрудником НИИ-9, руководившим созданием радиоискателя Б-2 для ЗА) по техническому решению, предложенному инженером НИИИС КА А. И. Шестаковым. В основу ее действия был положен принцип определения угла места, основанный на том, что на каждую антенну высотной приставки воздействуют отражения радиоволн, пришедшие непосредственно от самолета и переотраженные от земли. В результате между каждой парой антенн всегда существует напряжение, являющееся функцией угла падения волны, т.е. угла места цели. Благодаря этому с помощью гониометра, включаемого между верхней или нижней парой антенн, можно определять угол места самолета. А измерение этого угла и наклонной дальности до самолета позволяет определять и высоту полета цели.

В комплект аппаратуры высотной приставки входили: мачта высотой 16,5 м с тремя антеннами; гониометр для измерения углов места; устройство определения высоты и переключатель антенного устройства и приемника. Антенны были смонтированы на одной мачте на разных высотах: нижняя – 4,12 м, средняя – 8,12 м и верхняя – 16,48 м от земли.

Контрольные испытания высотной приставки, проведенные в августе 1943 г. под Москвой, под руководством инженера НИИИС КА А. И. Кувшинова позволили получить следующие срединные ошибки определения высоты при полете цели 4000 м: на нижней паре антенн — 230 м, на верхней паре – 210 м; при полете цели 6000 м – 320 и 310 м соответственно1.

Для определения угла места требовалось около 12 с.

На основании испытаний были сделаны следующие выводы: высоту полета самолета можно определять на расстояниях в пределах 60% дальности обнаружения; рекомендовать высотную приставку для серийного производства к станциям РУС-2.

Эта рекомендация вскоре была реализована, после чего серийно выпускавшиеся станции РУС-2 приобрели еще более высокие тактические свойства как станции службы ВНОС и как станции наведения ИА.

Аналогичная высотная приставка к станциям РУС-2с и П-2М была разработана и в НИИ радиопромышленности с учетом технического предложения А. И. Шестакова. Она также успешно прошла испытания и выпускалась серийно вплоть до создания новой станции дальнего обнаружения П-3, в которой устройство определения высоты органически входило в аппаратуру станции.

Наряду с этим нельзя не отметить инициативу воентехников Отдельного радиотехнического батальона (ОРТБ) ВНОС Московской зоны ПВО Н. И. Кабанова, Е. И. Алейникова, Я. Н. Немченко и Б. И. Молодова2, которые будучи призванными в армию в начале войны и находясь в ОРТБ на эксплуатации станций РУС-2 коллективно разработали аппаратуру для определения высоты полета самолетов. Проверив на боевом опыте приставку, они в мастерских батальона изготовили и снабдили ими все станции РУС-2 Московской зоны ПВО.

 

1 Архив МО СССР, ф. 81, оп. 12204, д. 323, л. 40–44.

2 До войны эти инженеры были исследователями и разработчиками в НИИ радиопромышленности.

 

Аналогичную аппаратуру разработали также в Ленинградской армии ПВО инженеры Ю. Н. Шеин и И. А. Лютоев, бывшие участники разработок в НИИ-9 радиоискателей для ЗА1.

1 Архив МО СССР, ф. 723, оп. 114441, д. 2, л. 3.

 

Дальше          К оглавлению