К оглавлению         К предыдущей странице

Средства радиообнаружения для Военно-Морского Флота

Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков в своем труде «Морская мощь государства» писал о строительстве флота в период 1929–1941 гг.: «В период предвоенных пятилеток была создана материальная база, позволившая поставить вопрос о строительстве большого морского и океанского флота, отвечающего интересам Советской державы»1. В результате развития подводного флота, появления авиации, ставшей грозной силой в борьбе с подводным и надводным флотами противника, сложились новые условия борьбы на море. Для флота борьба с бомбардировочной и торпедоносной авиацией имела не менее важное значение, чем борьба с кораблями противника или противовоздушная защита войск на суше. Противовоздушная оборона флота и его мест базирования требовала корабельных и береговых средств борьбы, аналогичных по тактическому и техническому устройству средствам ПВО сухопутной армии: аппаратуры радиообнаружения, зенитной артиллерии, истребительной авиации и всего комплекса приборов, необходимых для стрельбы.

1 Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., Воениздат, 1976, с. 222–227.

 

Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС РКК ВМФ)1 установил контакт с ЦРЛ, ЛЭФИ, ЛФТИ, разрабатывавшими аппаратуру радиообнаружения, а затем с НИИИС КА. Перед Великой Отечественной войной НИМИСТ были известны все работы, проводившиеся в области радиообнаружения.

1 С 1938 г. – Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики.

 

По заказу НИМИСТ в 1936 г. НИИ-9 изготовил экспериментальную установку «Стрела» для обнаружения кораблей, представлявшую собой копию артиллерийского радиоискателя «Буря», с параболическими антеннами меньшего диаметра (1,5 м вместо 2 м), разнесенными на 1,5–2 м (излучающая от приемной), и расширенной полосой пропускания приемника в сторону низких частот с учетом разности скорости корабля и самолета [10].

Испытания радиоискателя проводились представителями НИМИСТ И. В. Бреневым и НИИ-9 В. А. Тропилло в августе 1936 г. на острове Кроншлот вблизи Кронштадта и показали, что корабли обнаруживались на расстоянии 3–5 км, а торпедный катер при благоприятных метеоусловиях – на расстоянии до 500 м и не более 300 м при встречном ветре и волне 0,5 м.

При волнении на море в приемнике радиоискателя возникали сильные сигналы от помех, затруднявшие наблюдения. Кратковременные помехи возникали и при пролете вблизи радиоискателя стай птиц, попадавших в сферу его облучения и приема отраженных сигналов. НИМИСТ учел эти малоудовлетворительные результаты и поэтому до весны 1940 г. не выдавал заданий промышленности на разработку средств радиообнаружения, ограничившись наблюдением за работами по этой тематике в ЦВИРЛ, НИИ-9 и ЛФТИ и проведением ряда исследований в своей УКВ лаборатории, имевших целью подготовку к разработке средств радиообнаружения для ВМФ. Это было существенной ошибкой руководства НИМИСТ.

Анализируя состояние освоенности радиодиапазонов, методы радиообнаружения, принятые в ЦРЛ, ЛЭФИ и ЛФТИ, и энергетические потенциалы в их разработках, в НИМИСТ полагали, что достигнутые в станциях радиообнаружения мощности генерирования явно недостаточны для обеспечения удовлетворительных результатов обнаружения кораблей. Считалось также, что применение метрового диапазона неприемлемо из-за невозможности размещения больших антенных устройств на корабле или из-за вероятности значительного понижения точности определения угловых координат при использовании антенн меньших размеров. Этими соображениями и определялась направленность первоначальных исследований НИМИСТ в области радиообнаружения – выбор дециметрового диапазона, исследования и разработки мощных магнетронов, необходимых для корабельных станций. Промышленность тех лет не изготовляла нужных электронных ламп, поэтому их пришлось разрабатывать и выпускать в лабораторных условиях всем институтам и организациям, которые начали развивать радиолокацию. Так вынуждены были поступить ЦРЛ, ЦВИРЛ, ЛЭФИ, НИИ-9, КБ УПВО, УФТИ и НИИИС КА. Так поступил и НИМИСТ.

К концу деятельности лаборатории УКВ НИМИСТ (1938 г.) ее руководителю И. В. Бреневу и его сотрудникам удалось создать магнетроны на волны 10–100 см в режиме непрерывного генерирования с улучшенными энергетическими характеристиками. Мощность таких магнетронов находилась в прямой пропорциональности от длины генерируемой волны. По предварительным выводам исследователей это означало, что магнетрон на волне 20 см мог давать мощность на выходе 20 Вт. Разработанные магнетроны с вольфрамовыми катодами допускали работу и в импульсном режиме при скважности 1000, обеспечивая 1 кВт мощности на волне 1 см.

Неоправданная ликвидация лаборатории не позволила ее научным сотрудникам довести до логичного завершения работы по магнетронам.

В числе исследований НИМИСТ тех лет заметное место занимали труды военного инженера И. В. Бренева, результаты которых регулярно освещались в литературе: расчет и построение статистических характеристик двуханодного магнетрона1, исследование магнетронного генератора на основе статистических характерстик2, применение УКВ для обнаружения самолетов3, радиотехнические методы определения расстояний (радиодистанциометрирование) 4.

 

1 Журнал технической физики, 1936, т. 6, вып. 2, с. 302.

2 Там же, с. 677.

3 Морской сборник, 1939 г., №11.

4 Морской сборник, 1939 г., №19, 20.

В итоге анализа различных методов обнаружения кораблей (гидроакустических и тепловых) и самолетов И. В. Бренев высказал соображения, что принцип Доплера наиболее применим для обнаружения быстродвижущихся объектов, в первую очередь самолетов, и что радиодистанциометрирование может быть использовано в интересах флота и авиации в целях обнаружения самолетов и определения курса, скорости и высоты и обеспечения безопасности кораблевождения и полетов. Последняя область применения средств радиообнаружения предусматривала по перечню И. В. Бренева обеспечение гидрографии, геодезии, радионавигации, предупреждение столкновений кораблей с айсбергами, обеспечение совместного плавания, самолетовождения, слепой посадки на аэродромах, радиоальтиметрии и определения толщины льдов.

Широкие возможности применения средств радиообнаружения были перечислены в исследованиях И. В. Бренева и только одна важнейшая область была забыта, это радиообнаружение кораблей противника для обеспечения их последующего поражения огнем корабельной артиллерии в условиях невидимости. Это серьезное упущение можно объяснить тем, что мысль о дублировании корабельных оптических приборов (дальномеров и визиров) радиотехническими не возникала в те годы ни у командования, ни у специалистов ВМФ, занимавшихся вооружением флота новой боевой техникой. Иначе такие работы были бы в планах заказов на ОКР и НИР НИМИСТ, поскольку его начальник А. И. Берг был одновременно и заместителем начальника вооружения ВМФ.

А между тем при оснащении кораблей техникой радиообнаружения и пеленгации ограничительный принцип морского боя «Не вижу – не стреляю!» автоматически заменился бы принципом «Не вижу (визуально) – но стреляю!». Это имело бы особую важность для Северного флота, действовавшего в полярных широтах в условиях продолжительной арктической ночи. В годы второй мировой и Отечественной войн такой принцип, благодаря радиолокации, получил убедительное подтверждение.

Морской сборник, 1939 г., № 19, 20. Следует отметить, что на кафедре радиотехники Военно-морской академии с 1936 г. проводились теоретические и экспериментальные работы по радиотехническим методам опознавания и с 1938 г. – работы по исследованию возможности обнаружения самолетов (но не кораблей. – М. Л.) с помощью УКВ. На кафедре работали А. И. Берг, А. Н. Щукин, С. Н. Архипов и А. Л. Генкин. Последний в июне 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обнаружение самолетов с помощью УКВ». Это была первая диссертация военного инженера в области радиообнаружения.

 

Дальше          К оглавлению