К оглавлению         К предыдущей странице

Продолжение исследований по дальнему радиообнаружению

Завершив исследования, расчеты и эксперименты, необходимые для создания станции РУС-2, ЛФТИ начал в 1939 г. две научно-исследовательские работы (НИР) под шифрами «Река» и «Рассвет».

По договору с НИИИС КА от 29 марта 1939 г. работа «Река» предусматривала усовершенствование радиодистанциометра (станции дальнего обнаружения) на УКВ со сроком предъявления экспериментальной установки к испытаниям 1 июля того же года. Объем работ был небольшим: требовалась модернизация приемника для повышения его чувствительности и улучшения видимости отраженных сигналов на экране индикатора. Конечной целью этой работы ставилось достижение устойчивой дальности обнаружения до 80–100 км.

Когда ЛФТИ приступил к работе, тактико-технические возможности получения предельных дальностей обнаружения автомобильной станции «Редут», созданной совместными усилиями ЛФТИ и НИИИС КА в середине 1939 г., еще не были известны.

НИР «Река» была успешно завершена, и ее результаты использовались при разработке НИИ радиопромышленности опытных образцов станции обнаружения РУС-2 (двухантенный вариант) и разборной одноантенной станции РУС-2с.

НИР «Рассвет» (или «Радиокоординатор для определения местоположения самолета в воздухе») выполнялась по договору от 29 марта 1939 г. и предусматривала создание импульсной станции дальнего обнаружения в новом, более коротком диапазоне волн (100–150 см), удовлетворявшей следующие тактико-технические требования: дальность обнаружения при высоте полета самолета 2–12 км (с учетом мертвой зоны) от 5 до 70км; точность определения угловых координат 5° (при углах места больше 10°) и расстояний – до 1 км; обзор зоны круговой (360°); расстояние между передающей и приемной установками – не более 100 м.

Заказчик НИИИС КА и исполнитель ЛФТИ возлагали на эту работу большие надежды. Для нее НИИИС КА изготовил на волну 130 см 10 генераторных ламп ДГ-30 мощностью по 10 кВт. В декабре 1939г. представители НИИИС КА приняли от ЛФТИ лабораторный макет радиокоординатора, в состав которого входили: импульсный генератор на волне 1,3 м, супергетеродинный приемник с настройкой в диапазоне 1,15 – 1,5 м, антенна типа «волновой канал».

Генератор на лампе ДГ-30 отдавал мощность в импульсе 14 кВт при анодном напряжении 9,2 кВ.

Испытания радиокоординатора непредвиденно показали неутешительные результаты и заставили НИИИС КА провести специальный анализ и расчеты по определению реально достижимых предельных дальностей радиообнаружения самолетов.

Эту работу выполнил инженер института связи А. И. Шестаков. Он вскрыл существование в научно-инженерных кругах разноречивых мнений по вопросу исходных предпосылок, определявших дальность действия станций радиообнаружения. На основе анализа этих мнений, критического рассмотрения известной в то время научно-технической литературы по этому вопросу и личных расчетов напряженности поля первичного излучения в точке нахождения самолета и напряженности поля рассеянного излучения в точке приема А. И. Шестаков показал, что установившиеся в литературе мнения и публикуемые результаты исследований находятся в резком противоречии с экспериментальными данными, полученными при испытаниях станции «Редут», и что на волне устано1вки «Рассвет» можно добиться больших дальностей, подняв ее энергетический потенциал.

На 1941 – 1942 гг. НИИИС КА запланировал ряд исследований:

разработку станции обнаружения на УКВ с дальностью обнаружения до 300–350 км («Редут-Д»);

обнаружение самолетов на ближних расстояниях и малых высотах (до 50 км при высоте полета 50 – 2000 м);

разработку станции типа «Редут», работающей на ходу, с дальностью обнаружения 10–50 км и точностью определения азимута ±20°;

разработку аппаратуры и методики определения высоты полета самолета станциями РУС-2 и РУС-2с;

создание станции для обеспечения стрельбы ЗА;

создание аппаратуры наведения для истребителей, в том числе бортовой самолетной станции обнаружения на волне 10–15 см с дальностью 1,5–2 км, и бортового приемника сигналов, отраженных от самолета противника при облучении его с земли станциями РУС-2;

создание прибора опознавания принадлежности самолетов, работающих во взаимодействии с наземными станциями обнаружения РУС-2;

разработку методов разведки технических характеристик станций противника и аппаратуры помех.

Проведение исследовательских работ по созданию станций обнаружения с дальностью до 300–350 км ввиду особой важности планировалось НИИИС КА и ЛФТИ и НИИ радиопромышленности.

Коллектив ЛФТИ вел работу на основе договора с НИИИС КА от 12 февраля 1941 г. Увеличения дальности обнаружения предполагалось достичь за счет существенного повышения средней излучаемой мощности при применении импульсов большой длительности и накопления энергии эхо-сигналов в резонансном контуре, настроенном на частоту повторения импульсов.

Дальность до цели должна была определяться по фазе колебаний в схеме, что дало основание назвать этот метод импульсно-фазовым. Повышение точности отсчета дальности до цели предполагалось осуществлять стробированием сигналов по дальности.

Научно-исследовательская работа этого направления была первой разработкой, в которой предполагалось применить метод некогерентного накопления энергии эхо-сигналов и осуществить высокую точность дистанциометрирования при весьма длительных импульсах.

До начала Великой Отечественной войны институту удалось выполнить лишь небольшую часть запланированных исследований, в частности создать электрический резонансный фильтр-накопитель на частоте 50 Гц. После начала войны эта работа в ЛФТИ была прекращена. К выполнению аналогичного задания института связи НИИ радиопромышленности не приступал.

 

Дальше          К оглавлению