К оглавлению         К предыдущей странице

Второй вариант станции дальнего обнаружения

В процессе изготовления опытной партии станций «Редут» и эксплуатации их в войсках НИИИС КА и НИИ радиопромышленности пришли к обоюдному выводу, что станция может быть значительно упрощена с одновременным повышением ее эксплуатационной надежности и увеличением возможностей.

Специалисты видели возможность радикальной модернизации станции прежде всего в ее упрощении за счет замены двухантенной системы одноантенной. Это позволяло разместить всю передающую и приемную аппаратуру на одной автомашине в невращающемся фургоне, но с вращающейся антенной и отказаться от громоздких и сложных приводов для фургонов и устройств для их синхронного вращения. Реализация такого преимущества, наряду с возможностью конструктивных и технологических улучшений в самой аппаратуре РЛС, должна была привести к увеличению выпуска станций на одних и тех же производственных площадях, удешевлению их стоимости, повышению эксплуатационной надежности и удобству войскового применения.

Взвесив все это, Управление связи КА поручило реконструировать станцию одновременно двум коллективам: ЛФТИ и НИИ радиопромышленности, разработавшему двухантенную станцию РУС-2. Не ожидая заключения договора, НИИ начал исследования по совершенствованию РЛС и главное внимание сосредоточил на вопросе совмещения радиоизлучения и радиоприема в одной антенне. Работая над этой проблемой, инженер Д. С. Михалевич предложил идею, а затем и схему одноантенного варианта станции радиообнаружения. Проверка схемы в реальных условиях дала положительные результаты и послужила основанием ее автору послать заявку в органы регистрации изобретений НКО1. В заявке указывалось, что «предложенный метод совмещения двух антенн в одну основан на использовании свойств четвертьволновой линии, подключении передатчика с помощью автотрансформаторной связи к двухпроводному фидеру, к которому на расстоянии приблизительно в четверть волны от анодного контура присоединяется фидер питания радиоприемника».

 

1 Авторское свидетельство № 5317 от 12.02 1941 г.

 

Станция должна была работать в импульсном режиме с применением электрических разрядников, автоматически переключающих антенну на передачу или на прием, блокирующих входную цепь приемника от мощных высокочастотных импульсов передатчика.

При разработке конструкции вращающейся антенны институтом была решена другая сложная задача по созданию высокочастотного переходного устройства, которое должно было обладать достаточной электрической прочностью в режиме передачи и сохранять постоянство входного сопротивления в цепи антенны при ее вращении. В результате теоретических и экспериментальных исследований был создан так называемый бесконтактный токосъемник из индуктивно связанных цепей с распределенными постоянными. Для упрощения станции весьма сложный яркостный индикатор был заменен простым по схеме и конструкции амплитудным индикатором.

Создание одноантенной станции явилось крупным достижением советских ученых и инженеров, получившим широкое применение в последующих разработках РЛС различного назначения. НИИИС КА одобрил предложенную институтом схему одноантенной станции, и в сентябре 1940 г. Управление связи КА заключило с ним договор на разработку опытного образца «Редут-41», оговорив следующие тактико-технические требования:

– совмещение передающей и приемной аппаратуры в одном автофургоне при работе на общую антенну;

– вращение фургона с радиоаппаратурой должно быть заменено вращением укрепленной на нем антенны;

– размещение во втором автофургоне двух агрегатов электропитания (один рабочий и один резервный);

– станция должна была обнаруживать самолеты на дальности от 10 до 30 км на высоте 500 ми от 25 до 110 км на высоте 8000 м с точностью определения координат по дальности 1,5 км, по азимуту не более ±7°;

– рабочая волна станции при длительности импульса 10–12 мкс в пределах 4,0–4,3 м;

– вся аппаратура станции должна размещаться на двух автоприцепах.

Управление связи КА, рассмотрев разработанный НИИ аванпроект, сделало следующие выводы:

1. Разрешена проблема одновременной работы на общую антенну передающего и приемного устройств при передаче энергии в импульсе до 100 кВт. Это позволяет исключить сложный механизм синхронного вращения антенн, который применялся в двухантенной РЛС.

2. Разрешена задача передачи энергии высокой частоты на вращающуюся антенну, вынесенную на местность. Это позволяет отказаться от механизмов для вращения со сложными приводами, использовав взамен обычные стандартные автофургоны, и стандартизировать основные узлы аппаратуры для работы в различных условиях, на передвижной или стационарной установке, на борту корабля и т.п.

3. Разработано передающее устройство, в котором применены новые экономичные генераторные лампы, со смещением на сетку посредством гридлика, новая схема генерирования импульсов на тиратроне. Это позволяет в значительной степени сократить вес и габариты аппаратуры, снизить анодное напряжение на генераторных лампах и уменьшить рентгеновское излучение.

По согласованию с Управлением ПВО КА Управление связи приняло решение оснащать войска ПВО станциями дальнего обнаружения в двух вариантах: в автомобильном с высокой подвижностью и в разборном с перевозкой радиоаппаратуры и агрегатов электропитания в укладочных ящиках любым видом транспорта. Целесообразность такого решения очевидна, если учесть, что значительная часть станций службы ВНОС должна дислоцироваться на территории страны и работать в стационарных условиях. В то же время высвобождение каждой автомашины во время войны было крайне важно в интересах других служб в войсках. Разработку и серийное производство автомобильных станций Управление связи возлагало на один из радиозаводов, а разборных – на НИИ радиопромышленности.

Тактико-технические характеристики обоих вариантов одноантенной станции должны, были быть тождественными.

НИИ радиопромышленности принял предложение связистов и в декабре 1940 г. заключил с Управлением связи КА (к заключенному договору в сентябре 1940 г.) дополнительное соглашение, в котором предусматривалось:

– изготовление опытной партии из 10 разборных станций;

– разработка мачты с антенной, устанавливаемой на земле и соединяемой фидером с передающим и приемным устройствами;

– прекращение конструирования варианта станции с размещением в автофургонах.

Такой тип станции в институте назвали «Пегматит». Ее разработка осуществлялась коллективом инженеров в составе А. Б. Слепушкина, Л. В. Леонова, И. И. Вольмана, В. В. Тихомирова, Р. С. Буданова, Ю. К. Аделя, А. Р. Вольперта, И. Т. Зубкова, А. П. Земнорея, И. Н. Антонова и др.

Станция представляла собой коренную переделку радиоаппаратуры «Редут» с использованием инженерной схемы одноантенного устройства, предложенной инженером института Д. С. Михалевичем.

Ввиду явных преимуществ РЛС «Пегматит» Управление связи КА решило не начинать серийное производство двухантенных РЛС РУС-2 и ограничиться направлением в войска ВНОС только опытной партии этих станций.

При разработке РЛС «Пегматит» НИИ радиопромышленности были проведены важные исследования, касавшиеся замены сложного лампового модулятора на тиратронный модулятор, упрощения конструкций блоков, Индикатора и размещения антенного устройства на деревянной мачте-треноге, изготовлявшейся на месте (позднее в комплект станции вошла разборная металлическая мачта из труб), и т.д. В создании этой станции активно участвовали инженеры НИИИС КА, разработавшие для нее аргонный разрядник.

В мае 1941 г. институт сдал Управлению связи первые две станции «Пегматит», которые успешно прошли полигонные испытания и подтвердили полное соответствие их тактико-технических характеристик характеристикам станции «Редут» (РУС-2), о чем было доложено Народному комиссару обороны.

Начавшаяся война и эвакуация НИИ не позволили закончить изготовление опытной партии РЛС «Пегматит» в сроки, установленные дополнительным соглашением к договору 1940 г. Эта партия была выпущена уже на востоке в первом квартале 1942 г., а вслед за ней институт изготовил и сдал заказчику крупную партию станций.

В начале 1942 г. станция «Пегматит» была принята на вооружение войск ПВО, ВВС и ВМФ под названием РУС-2с.

Одноантенные РЛС опытной партии были установлены в Московской зоне ПВО и вскоре получили самую высокую оценку войск и командования ПВО за хорошие тактические характеристики, простоту обслуживания и эксплуатационную надежность.

В процессе выпуска опытной и последующих партий РЛС РУС-2с институтом велись работы по ее дальнейшему усовершенствованию, что позволило с одобрения Главного управления связи (ГУС) КА в апреле 1942 г. перейти на выпуск модернизированной станции под названием П-2М. Эта станция выпускалась в течение всей войны не только НИИ, но и на других заводах оборонной промышленности, привлеченных к производству радиолокационной техники.

За успехи НИИ в разработке станции дальнего обнаружения РУС-2 и РУС-2с, ставших основой технической вооруженности постов ВНОС и значительно поднявших надежность и эффективность боевой деятельности войск ПВО, группе его инженеров А. Б. Слепушкину, В. В. Тихомирову, Л. В. Леонову, Д. С. Михалевичу, И. Т. Зубкову и И. И. Вольману в 1943 г. была присуждена Государственная премия СССР. Положительная роль в создании станций принадлежала директору института В. Ф. Захарову, главному инженеру Н. Л. Попову и сменившему его вскоре А. А. Фину.

Успешно справился с задачей совмещения работы передающей и приемной аппаратуры РЛС на одну антенну и ЛФТИ, выполнивший задание Управления связи КА по договору, заключенному в мае 1940 г.

В июле того же года Ю. Б. Кобзарев сообщил НИИИС КА1, что поставленная перед ЛФТИ задача успешно решена. Созданная институтом схема одноантенной станции была проверена в полевых условиях и обнаруживала самолет, как и двухантенная станция «Редут», на расстоянии до 115 км.

1 Письмо ЛФТИ № 183 от 15.07.1940 г.

 

Дальше          К оглавлению