К оглавлению         К предыдущей странице

Принципы построения систем радиообнаружения самолетов для службы ВНОС ПВО

В сентябре 1934 г. П. К. Ощепков сформулировал принципы построения системы радиообнаружения для службы ВНОС, названной им «Электровизор». По существу предложение содержало две идеи: 1) создание станции кругового обзора с дальностью обнаружения 100–200 км при воспроизведении отраженного сигнала на световом экране и 2) создание системы радиообнаружения с одним радиоизлучающим устройством и несколькими приемниками, расположенными вокруг передатчика на различных расстояниях1. Вынос приемников на большое расстояние в сторону от передатчика объяснялся тем, что при недостаточной интенсивности отраженного сигнала приемник, расположенный близко к излучающему устройству, будет подавлен прямым излучением передатчика и не сможет принимать отраженные от самолета сигналы. В этом случае принятые вспомогательными приемниками сигналы будут переданы на станцию излучения по радио или по проводам.

Определять дальность до цели предполагалось или по методу засечки с двух приемных пунктов, или по разности фаз между волной передатчика и отраженной волной. Определение азимута, угла места и дальности до самолета позволило бы узнать курс, высоту полета и скорость цели при отображении этих данных на флюоресцирующем экране с послесвечением.

Для руководства этими работами по предложению начальника Управления ПВО РККА приказом М.Н.Тухачевского в октябре 1934 г. в системе Управления ПВО было создано конструкторское бюро (КБ УПВОРККА).

На это КБ возлагались задачи форсирования разработок системы «Электровизор» и техническое руководство сооружением мощной разведывательной станции для обслуживания сектора ПВО в районе Москвы с передачей сведений о самолетах противника по радио на расстояние до 200–250 км. Этим же приказом П. К. Ощепков был назначен начальником КБ УПВО. Непосредственное руководство деятельностью КБ возлагалось на начальника Управления ПВО С. С. Каменева.

В июне 1935 г. Управление ПВО РККА заключило с радиозаводом договор на разработку и изготовление в 1935–1936 гг. аппаратуры радиообнаружения «Вега» и «Конус», которые должны были войти в систему «Электровизор».

1 Заявка на изобретение акад. А. А. Чернышева от 7.02.1934 г. 05

По техническому заданию комплект системы «Вега» включал однокаскадный радиопередатчик на волну 3,5–4 м мощностью 5–10 кВт, работающий на вращающуюся в горизонтальной плоскости направленную антенну, и пять комплектов приемных устройств в том же диапазоне с направленными вращающимися антеннами и акустическими или визуальными приборами контроля.

В ноябре–декабре того же года Управление ПВО РККА заключило с тем же заводом еще два договора на поставку трех комплектов аппаратуры «Вега» для использования ее в опытной эксплуатации.

Радиозавод задание выполнил и в течение 1936 г. сдал все комплекты аппаратуры «Вега». Однако эти комплекты серьезных испытаний не проходили и в войска ПВО направлены не были.

В комплект аппаратуры «Конус» входили: излучающее устройство ближнего действия (10–15 км) на волне 20–40 см мощностью до 25 Вт, излучающее устройство дальнего действия (до 100 км) на волне 50–-100 см мощностью до 1 кВт, два приемных устройства на волнах 20–40 и 50–100 см, антенны излучающих и приемных устройств параболического типа диаметром 0,8 м, устройство для обеспечения синхронного и синфазного вращения излучающих и приемных устройств.

Излучающие устройства предусматривались на магнетронах непрерывного генерирования, разработанных УФТИ.

По сравнению с системой «Вега» аппаратура «Конус» предназначалась не только для обнаружения самолетов в районах расположения приемных устройств, но и для определения их азимута и расстояний. Поскольку система должна была работать в непрерывном режиме, то определение дальности до самолетов предполагалось осуществлять, применяя частотную модуляцию. Система «Конус» разрабатывалась под руководством инженеров А. Я. Брейтбарта и С. С. Рубчинского.

Испытания аппаратуры ближнего действия показали, что заданная дальность обнаружения 10–15 км не достигнута, а применение частотной модуляции для определения дальности до самолета неперспективно. В связи с этим завод к выполнению второй очереди договора приступать не стал, ограничившись сдачей заказчику в октябре 1935 г. аппаратуры «Конус» ближнего действия.

В начале 1935 г. П. К. Ощепков, продолжая идейно развивать схему представлявшейся ему системы «Электревизор», решил дополнить ее импульсной аппаратурой, которая должна была работать в диапазоне дециметровых волн. Эта аппаратура получила название «Модель-2» («Модель-Бис»). Чтобы проверить правильность идеи и реальную возможность создания подобной аппаратуры, С. С. Каменев обратился к проф. А. Л. Минцу с просьбой обсудить вариант системы радиообнаружения «Модель-2» и оказать П. К. Ощепкову содействие в практической работе. На это обращение А. Л. Минц 19 января 1935 г. ответил:

«Глубокоуважаемый Сергей Сергеевич! Предложение тов. Ощепкова имеет, безусловно, большой практический интерес и заслуживает постановки ряда опытов и изысканий. Задача сложная, но многообещающая, поэтому желательно максимально обеспечить поддержку, чтобы получить результаты в кратчайший срок» 1.

1 ЦГАСА, ф. 37791, оп. 1 с, ед. хр. 861, д. 82.

 

Таким образом, система «Электровизор» мыслилась как комплексная, состоящая из аппаратуры «Вега», основанной на непрерывном методе излучения и приема, и аппаратуры «Модель-2» – на импульсном методе.

Однако, несмотря на положительное заключение А. Л. Минца, радиозавод заданий на разработку системы «Модель-2» не получил, и мнение профессора, по существу, оказалось лишь моральной поддержкой идеи П. К. Ощепкова. Разработку своего предложения он решил осуществить в КБ УПВО с помощью ЛФТИ и УФТИ (последний в части поставок магнетронов).

К середине 1935 г. КБ УПВО действительно создало лабораторный макет «Модель-2» и отправило его под Севастополь на испытания по самолетам. Уверенность П. К. Ощепкова в успехе испытаний была столь несомненной, что он предложил С. С. Каменеву продемонстрировать работу макета и его возможности руководящему составу Наркомата обороны. Однако полевая проверка выявила недоработанность аппаратуры и невозможность испытаний по самолетам, в связи с чем она была возвращена в КБ УПВО, но завершающей доработки не получила.

***

В октябре 1935 г. командование Управления ПВО РККА доложило Народному комиссару обороны о том, что «имеющийся в УПВО РККА опыт по электромагнитному обнаружению самолетов полностью подтвердил правильность метода, и нет сомнений, что этот метод получит широкое применение для целей ПВО.

В целях скорейшей реализации аппаратуры типа «Модель», «Вега», станции «Бис» и др. необходимо самым скорейшим образом провести организацию предлагаемого П. К. Ощепковым Опытного сектора ПВО и связанных с этим мероприятий, с тем чтобы летом 1936 г. перейти к вооружению наземной аппаратурой всей системы службы воздушной разведки на всей территории страны» 1.

Организация Опытного сектора ПВО была необходима, но сама по себе она не обеспечивала оснащения в 1936 г. войск ПВО новой аппаратурой радиообнаружения самолетов, поскольку дело сводилось не только к проведению необходимых для этого мероприятий и организации испытаний и эксплуатации новой аппаратуры, но и к созданию самих средств радиообнаружения, удовлетворявших требованиям войск.

Жизнь не оправдала оптимистических надежд П. К. Ощепкова. Вооружение войск ПВО радиолокационной техникой не началось и не могло начаться в 1936г.

В декабре 1935 г. Нарком обороны своим приказом преобразовал КБ УПВО в Опытный сектор разведки и наведения ПВО и утвердил его структуру и штат (всего 30 человек, в том числе 11 инженеров, 1 техник и комендантский взвод). Для опытной эксплуатации радиосредств обнаружения сектору было выделено направление на восток от Москвы, в котором должны были строиться система радиообнаружения и проводиться испытания.

В задачу Опытного сектора входили комплексное изучение вопросов противовоздушного наблюдения и средств управления, полигонные испытания аппаратуры, сбор и накопление опытных данных по регистрации полетов самолетов. За ним сохранялись также и задачи, выполнявшиеся ранее КБ УПВО.

Система радиообнаружения сектора восточного направления должна была оснащаться комплектами аппаратуры «Вега».

1 ЦГАСА, ф. 37791, oп. 1, ед. хр. 680, л. 17.

 

Дальше          К оглавлению