К оглавлению         К предыдущей странице

Глава первая
СРЕДСТВА РАДИОЛОКАЦИИ ДЛЯ ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Зарождение идеи использования радиоволн

Неудовлетворительные результаты испытаний аппаратуры акустического и теплового методов для обнаружения самолетов, предвидение их неперспективности в недалеком будущем, а также понимание государственной важности проблемы создания средств обнаружения для ПВО привели военных инженеров ВТУ РККА к идее применения радиотехники для этих целей.

В 1932 г. заказы на разработку и производство средств обнаружения и освещения самолетов (системы «Прожзвук») из ВТУ РККА были переданы в ГАУ НКО. Одновременно с этим мероприятием в ГАУ были переведены инженеры, ведавшие в НТК ВТУ РККА данной техникой, М. А. Федосенко, Г. С. Гойлов, П. И. Григорьев и Н. Н. Духонин. Ненадежность и неперспективность акустических средств обнаружения становились все более ясными именно для этих инженеров, несущих ответственность за научно-технический уровень боевой техники войск ПВО. Они сознавали, какая диспропорция образовалась между возможностями бомбардировочной авиации противника наносить удары и возможностями ПВО эффективно отражать эти удары с максимальным ущербом воздушному агрессору.

Тщательное изучение вооружения и боевых средств ПВО показывало, что основная  причина создавшейся диспропорции вытекала не из боевых свойств истребительной авиации и зенитной артиллерии и их неспособности уничтожать самолеты врага, а из того, что они не располагали надлежащими средствами воздушной разведки, которые позволяли бы заблаговременно обнаруживать самолеты противника и наводить на них истребители и огонь зенитных батарей. Средства воздушной разведки и обнаружения являлись наиболее узким местом в системе вооружения войск ПВО и потому вызывали особую озабоченность командования ВТУ РККА, а затем и ГАУ НКО.

Но если акустические приборы были ненадежны и неперспективны, а средства теплового обнаружения в те годы только еще разрабатывались и не сулили обнадеживающих результатов, то какие иные технические пути могли быть использованы? По инициативе М. А. Федосенко НИИИС КА в 1930 г. провел экспериментальную работу по обнаружению самолета путем улавливания электромагнитного излучения от системы зажигания (магнето) двигателя. Этот опыт, которым руководил М. И. Куликов, не дал удовлетворительного результата. Легкий самолет обнаруживался на расстоянии всего 1 км, а при соответствующей экранировке магнето обнаружение стало вообще невозможным1.

М. А. Федосенко и Г. С. Гойлов пришли к единодушному выводу, что единственное решение этой проблемы следует искать в использовании радиоволн, распространение которых мало зависит от погоды и времени суток, и потому их преимущество очевидно. Обсуждая проблему, М. А. Федосенко и Г. С. Гойлов полагали, что, наращивая мощности излучаемых радиоволн и повышая чувствительность радиоприемных устройств, можно непрерывно добиваться такого совершенства средств радиообнаружения, которое не отставало бы от уровня развития авиации и тем самым не допускало бы образования диспропорции между тактическими возможностями средств воздушного нападения и средствами их обнаружения.

Разрабатывая в 1930 г. по указанию начальника вооружения РККА И. П. Уборевича систему обеспечения Красной Армии новыми средствами связи, инженерной техникой и средствами ПВО, ВТУ РККА предусмотрело проведение исследований радиотехнических методов обнаружения самолетов на принципе активного применения радиоволн.

1 О результатах испытания было доложено М. Н. Тухачевскому, что, по-видимому, и послужило основанием директивного письма от 15 июня 1932 г.

Летом 1931 г. на очередном заседании НТК ВТУ РККА, возглавлявшемся Г. Н. Чистяковым, в присутствии начальника ВТУ Н. М. Синявского рассматривался вопрос о состоянии звукоулавливания. В информационном докладе М. А. Федосенко о результатах исследований по акустическим средствам обнаружения были освещены также первые результаты ВЭИ по теплообнаружению. На заседании были затронуты вопросы намечаемых работ по использованию радиотехники для тех же целей и необходимость привлечения новых НИН, которые могли бы взять на себя такие работы.

Задание подобрать организацию для согласования планируемых исследований было поручено автору данной книги. Дело было новым, трудным. Поэтому не случайно порой даже видные ученые ставили под сомнение использование радиотехнических средств для обнаружения воздушных целей.

Анализируя причины отрицательного отношения к реализации предложения ГАУ, мы понимали, что критика идеи высказывалась теми учеными и военными специалистами, которые по своей служебной деятельности не имели касательства к проблеме ПВО и не отвечали за развитие вооружения и техники данного направления. К тому же в научно-технической литературе того времени не было достоверной информации о возможности отражения электромагнитных волн от самолета.

Чтобы преодолеть барьер сомнений, неверия и скептицизма и тем расчистить путь к практическим работам в этой области, нужен был эксперимент. ГАУ приняло логически правильное решение: организовать опыт радиообнаружения самолета и тем практически доказать, может радиотехника того уровня решить проблему или не может. Опыт должен стать решающим судьей между нами, военными инженерами, ответственными перед войсками ПВО, и теми, кто советует подождать, не спешить, чтобы не превратить «победу в поражение».

 

Дальше          К оглавлению